Не согласны? Допустим. Наши эксперты очень любят приписывать часть причин ДТП плохому состоянию дорог или транспортных средств. Да, дороги у нас не гладкие. Но если машина улетела в кювет на скорости 150 там, где висит знак "40", кто виноват: дорога? Если у грузовика отказали тормоза или отвалилось колесо, виновата машина или шофер, вовремя не прошедший техосмотр? Вот то-то же.
Ладно, наша страна в плане водительского менталитета уникальна. Но по статистике аналитиков "Сколково", смертность на дорогах США резко пошла на убыль с конца прошлого века, поскольку автомобили, хоть их численность и растет как на дрожжах, с каждым годом становятся надежнее и безопаснее. Качественнее становится дорожное покрытие. Тем не менее с середины 1940-х годов и до сего дня показатель смертности в ДТП там ни разу не опустился ниже 30 тысяч в год. Потому что осталась последняя и самая главная причина аварий - человек за рулем.
Вот почему автоэксперты уверены, что со временем движение по автотрассам в большинстве стран мира станет полностью беспилотным (ориентировочно к 2040 году), а все ведущие автопроизводители разрабатывают соответствующие технологии и довольно успешно их обкатывают даже несмотря на кризис. "Как только перестаешь бороться за лидерство, мгновенно становишься аутсайдером. Прогресс невозможно остановить, поэтому надо или ковать будущее сегодня, или, завернувшись в простыню, тихо ползти на свалку истории", - считает руководитель направления маркетинга продукции "Ивеко Руссия" Николай Лебедев. "Думаю, что в нынешней экономической ситуации автопроизводителям уж точно не стоит искать драйверы роста рынка в беспилотном вождении, сегодня это выглядит как утопия. Реалии таковы, что основное большинство их потенциальных клиентов ищут способы оптимизации своих затрат, покупая более дешевый транспорт или вовсе отказываясь от обновления парка", - парирует замгендиректора Omnicomm Станислав Емельянов.
Причем технически, утверждает Николай Лебедев, проект беспилотника может быть реализован уже сейчас. Этот тезис подтверждает состоявшийся этой весной заезд автоматизированных автоколонн ведущих европейских брендов - European Truck Platooning Challenge (термин "Platooning" означает езду в караване). Первый автомобиль в колонне выступает в качестве ведущего, а следующие за ним на расстоянии около 10 метров грузовики "на автопилоте" подстраиваются под его параметры движения. Результат показал, что за счет уменьшения лобового сопротивления можно добиться экономии топлива до 10 процентов. Связь между ТС, оборудованными радарами и видеокамерами, поддерживается с помощью специального ПО через Wi-Fi.
С другой стороны, по мнению эксперта Ивеко, в общепринятой схеме "водитель - автомобиль - дорога" автоматизация получила развитие лишь в среднем звене. Особенно, думается, это касается России. У нас ведь или механик забудет камеру и радар включить, или Интернет вдоль трассы накроется медным тазом, или автопилот рюмку выпьет.
Кроме шуток, заграница, конечно, поедет на автопилоте заметно раньше нас. Хотя бы потому, что наши дальнобойщики начнут массово выводить из строя автопилоты, чтобы не остаться без куска хлеба. С одной стороны, обидно, что очередной раз отстанем. С другой - можно будет перенять положительный опыт, не повторяя допущенных первопроходцами ошибок.
"Появлению беспилотников на дорогах России должно предшествовать серьезное изменение законодательства. По действующим нормам беспилотные автомобили могут передвигаться на объектах, где полностью исключено присутствие человека. Например, в карьерах или на специально отведенных для этого дорогах. А для этого еще нужно создать особую транспортную инфраструктуру", - говорит Станислав Емельянов. "Массовому внедрению беспилотных ТС мешает один юридический аспект: при отсутствии водителя неясно, кого привлекать к ответственности в случае ДТП. К тому же автоматический транспорт в принципе не сможет нарушить ПДД, что не совсем выгодно регионам с точки зрения пополнения бюджетов", - добавляет Николай Лебедев.
И давайте будем реалистами. На дорогах подчас возникают ситуации, когда столкновения избежать невозможно. Но скажем, при дилемме: куда врезаться - в ребенка или в дерево, водитель-человек выберет дерево, а автопилот может выбрать и ребенка, поскольку в этом случае повреждения ТС будут меньше. Реально ли привить автоматике моральные качества?
"Здесь больше вопрос не о моральных качествах машины, а профессионализме разработчиков. Есть технология компьютерного зрения, которое использует мобильное приложение авто.ру. Суть его в том, что пользователь фотографирует машину, а сервис определяет марку и модель, причем фото можно сделать сбоку, изнутри, сверху. Будет здорово, если эту технологию применить в беспилотном вождении, когда машина будет безошибочно определять людей, деревья, других участников движения, включая велосипедистов, и всеми возможными способами препятствовать столкновению с ними. Сомневаюсь, что в момент экстренной ситуации беспилотник будет "думать" о возможном причиненном ему ущербе, только если это не пассажирские перевозки", - говорит Станислав Емельянов.
В общем, перефразируя Маэстро из фильма "В бой идут одни старики", в рейсе сапог пока надежнее...
Кстати
Пункт 1 статьи 8 "Водители" Венской конвенции о дорожном движении (1968 год), ратифицированной Российской Федерацией и еще 71 страной мира, гласит: "Каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя".