Главной выставкой Литературного музея станет "Квартирный вопрос"

Главной выставкой Государственного литературного музея нынешнего года станет экспозиция под названием "Квартирный вопрос", посвященная событиям и героям русской литературы советского времени.

Как рассказал "РГ" директор ГЛМ и автор идеи этого выставочного проекта Дмитрий Бак, экспозиция не просто продемонстрирует посетителям набор реликвий, связанных с обиходом русских писателей XX века (рабочих столов, документов, писем и т.д.), но станет попыткой сформулировать совершенно новый взгляд на историю отечественной словесности советской эпохи. Хронологические рамки выставки - от 1920-х до 1970-х годов: от деятельности Анатолия Луначарского на посту наркома просвещения до снятия с поста главного редактора журнала "Новый мир" Александра Твардовского.

Кураторами экспозиции стали Эрнест Орлов и Анна Рудник. Вернисаж "Квартирного вопроса" состоится 18 ноября в Доме И.С. Остроухова в Трубниках. Выставка продлится до 26 февраля. Здесь будут проводиться авторские экскурсии, освещающие разные аспекты темы, сеансы медленного чтения, а также познавательные занятия для детей.

Дмитрий Петрович, не секрет, что и у Государственного литературного музея квартирный вопрос так и не решен - до сих пор нет постоянного места жительства, где могла бы разместиться основная экспозиция. Не это ли послужило импульсом к открытию выставки "Квартирный вопрос"?

Дмитрий Бак: Сейчас идет ремонт в нашем будущем центральном здании на Зубовском бульваре, трудности есть, но мы надеемся, что в недалеком будущем все работы будут успешно завершены. Вы правы, связь между нашей главной выставкой текущего года и новым зданием действительно существует, впрочем, она имеет скорее концептуальный, творческий характер. По моему убеждению, история русской литературы советского времени еще не написана, есть несколько противостоящих друг другу, несовместимых ее версий. По советской ортодоксии, главными авторами минувшего века были Горький и Маяковский, Шолохов и Твардовский и т.д. Согласно постсоветской версии, на первый план вышли Мандельштам и Платонов, Набоков и Солженицын. По моему убеждению, оба варианта истории русской литературы прошлого столетия ограничены, необходимо продвигаться к новому взгляду на недавнее литературное прошлое, лишенному оценочности и стремления установить справедливое доминирование одних авторов за счет других. Мы приблизимся к объективной картине истории литературы прошлого века в том случае, если в ней найдется место, условно говоря, и для романа Н. Островского "Как закалялась сталь", и для набоковской "Лолиты".

Как это связано с экспозицией на Зубовском?

Дмитрий Бак: Экспозиционной доминантой нашего нового здания на Зубовском бульваре будет система так называемых "открытых хранений", каждое из которых посвящено одному из значительных литераторов XX века - от А.В. Луначарского и М.М. Пришвина до Платонова и Мандельштама. Такая "дробная" структура экспозиции соответствует пространству здания на Зубовском, бывшего доходного дома Любощинских-Вернадских, где жили многие известные литераторы - В.В. Вересаев, В.К. Шилейко и другие. Выставка "Квартирный вопрос" - своеобразный пролог и анонс нашей будущей экспозиции на Зубовском. Среда обитания, способ существования писателей - ключевая метафора их быта и бытия в советское время. Роскошные апартаменты и перенаселенные коммунальные квартиры, дачи в писательских городках и полное отсутствие постоянного жилья - вот условия, в которых приходилось жить и творить русским писателям советской эпохи. Судьбы писателей нередко складывались трагически: бытовая роскошь порой сопрягалась с творческим бессилием, а безбытное существование часто вело к молчанию и физической гибели. 

Кто из писателей временно "поселится" в выставочной коммунальной квартире, что в Трубниках: чей литературный быт приоткроется посетителям?

Дмитрий Бак: Нам было важно, чтобы среди героев нашей выставки были и "советские классики", и те, кто противостоял режиму. Будут воссозданы подробности быта и работы Твардовского и Симонова, Фадеева и Демьяна Бедного, а также Булгакова и Платонова, Мандельштама и Цветаевой и других.  

Нам хотелось показать в первую очередь не контрасты, а сходство в судьбах разных писателей, уйти от стандартной черно-белой картины, когда "плохая" тоталитарная власть давит хороших свободолюбивых художников. Все было гораздо сложнее: судьбы писателей переплетались теснее, чем принято думать - все это, например, подробно описано в цикле книг сотрудника Гослитмузея Натальи Громовой, одна из этих книг, "архивный роман" "Ключ" в 2014 году была финалистом премии "Русский Букер".

Кстати

Цитаты писателей о квартирах

Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита":

"Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."

Михаил Зощенко. "Нервные люди":

"А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно. Тесно. Кругом кастрюли и примуса. Повернуться негде. А тут двенадцать человек вперлось. Хочешь, например, одного по харе смазать - троих кроешь. И, конечное дело, на все натыкаешься, падаешь".

Даниил Хармс. "Победа Мышина":

"Совершенно невозможно ходить по коридору, - сказала  Селезнева. - Я не могу вечно шагать через мужчину. А он нарочно ноги вытянет, да еще руки вытянет, да еще на спину ляжет и глядит. Я с работы усталая прихожу, мне отдых нужен".

Из дневника Корнея Чуковского. 1923 год, 15 февраля. Москва:

"В Москве теснота ужасная; в квартирах установился особый московский запах - от скопления человеческих тел. И в каждой квартире каждую минуту слышно спускание клозетной воды, клозет работает без перерыву. И на дверях записочка: один звонок такому-то, два звонка - такому-то, три звонка такому-то и т. д.".