Скульптор Щербаков: Увидев памятник князю Владимиру, люди его полюбят

4 ноября, в День народного единства, на Боровицкой площади откроют памятник крестителю Руси - святому князю Владимиру. Памятник станет в центре Москвы одной из новых символических доминант. Его автор, скульптор Салават Щербаков, рассказывает "РГ" о своем творческом решении.

Князь Владимир - ключевая фигура нашей истории, но он человек эпохи, хоть и порождающей наши культурные коды, но ни в чем почти не запечатленной. Ни тебе фотографий, ни книг, ни картин. Фигура глубоко историческая, а стало быть, фантазийная. Как вы избегали жанра фэнтези, представляя своего героя?

Салават Щербаков: Князь Владимир не единственный персонаж эпохи до фотографий, кино, газет и журналов. Но такие исторические персонажи, несмотря на отсутствие видимых подсказок, все равно изображаются.

Что у нас было по князю Владимиру?

Салават Щербаков: Во-первых, народное предание. Оно передает некий характер и понимание этой личности и ее эпохи. Стоит вспомнить и незабываемые кинообразы русских князей. Но главное, наша "информация" о князе Владимире рождается из народного предания и некоего интуитивного понимания этой личности. А из конкретных источников я бы упомянул прежде всего, конечно, иконописные изображения. Князь на них разный - по возрасту и по одежде.

Кроме икон у нас есть известные изображения князя XIX века, и их тоже взяли не с потолка. Они как-то рождались в раздумьях над этой личностью. На знаменитом памятнике "Тысячелетие Крещения Руси" в Великом Новгороде князь Владимир попирает ногой языческого идола. А памятник князю барона Клодта в Киеве на Владимирской горке дает уже другой образ. К числу незабываемых относится изображение князя Виктором Васнецовым во Владимирском соборе в Киеве. И каждое такое скульптурное или художественное изображение - это понимание его личности художниками, которое мы воспринимаем как данность.

То есть вам есть на что опереться.

Салават Щербаков: Созидать образ, не опираясь на культурное наследство, конечно, нелепо. Но прибегать к модным модернистским копаниям в придуманных нашими современниками комплексах "вот он был немножко горбат" и т.п. мне кажется делом противоестественным. Есть историческое мнение о нем нашего народа и наших историков. Опираться, я считаю, стоит на него. Конечно, важны и детали: во что князь одет, что держит в руке.

Мой князь Владимир и тысячелетняя история страны увидены глазами человека XXI века. Но мы сейчас находимся на очень важном историческом витке, который определяет контуры нашего будущего, обязательно связанного с нашим прошлым.

И я думаю, что нам нужен язык капитальный, художественный язык русской культуры, лишенный кокетства.

А трудно было найти достойное творческое решение?

Салават Щербаков: Серьезная работа всегда требует от человека немалого, хоть и позитивного напряжения. Это как альпинист покоряет вершину... Нас, создателей памятника, объединяла одна общая потребность - работать честно. После того как был объявлен конкурс и его выиграл наш проект, мы принялись за работу. И чувствовали, надо сказать, не только некое противостояние, но и большую поддержку.

Все важные решения в процессе создания памятника и новые "повороты" темы нам, конечно, диктовал и контекст. Мы сначала думали, что памятник станет на Воробьевых горах, и его размеры отвечали этому месту. Когда памятник решили ставить на Боровицкой площади, нам пришлось соизмерять его с новой средой.

Что вы хотели сказать нам этим памятником?

Салават Щербаков: Если совсем коротко: мы увидим в нем взгляд князя Владимира - через тысячелетия - на нас сегодняшних. Мы живем в стране, которая была создана им тогда, на перепутье времен. Его выбор веры, Евангелия "запрограммировал" нас и нашу историю.

За тысячу лет мы прошли колоссальный путь - переживали вторжения и освобождения, ослабевали и усиливались, создавали науки, искусства, великую литературу. Но это все началось от святого князя Владимира.

Если еще раз вспомнить киевский памятник князю, то это, конечно, замечательный памятник, но в нем заложен другой смысл, чем в нашем. Тогда еще не было всех тех вопросов и сомнений, что поставил и породил русский XX век.

В том, киевском, образе князь изображен воспринимающим веру, молящимся и смотрящим в небо, а не на людей. Он для себя открывает христианство, веру и постигает правду.

Он очень спокойный.

Салават Щербаков: Абсолютно точно. Потому что это поиск личного решения и понимания.

А в Великом Новгороде князь Владимир уже другой, он попирает ногой языческого идола, и это словно сиюминутный газетный репортаж на злобу дня: смотрите, меняется политическая, философская и духовная жизнь, и он навязывает нам эту перемену.

Я думаю, памятник будет жить своей медленной жизнью. Люди будут его видеть мельком, проезжая мимо, и издалека. Он будет входить в жизнь людей.

Кремль, Дом Пашкова, Москва-река - как памятник сочетается с ними?

Салават Щербаков: Вот увидите и поймете, что он ставит во всем этом пространстве какую-то историческую точку. Он там необходим. Фигура с крестом, над нею - огромное небо, вокруг объекты большой исторической значимости, святыни.

Мне кажется, увидев памятник, люди его полюбят.

Комментарий

Владимир Цветнов, директор департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ:

- Много было различных дебатов по поводу места установки этого памятника князю Владимиру. Кремль, старый город, и вдруг рядом с ними давным-давно незастроенная территория. Москвичи привыкли ездить там и не замечать, что здесь явно чего-то не хватает.

А после открытия памятника территория, бывшая ранее необлагороженной, будет включена в общий туристический маршрут вокруг Кремля. Этот монумент будет привлекать внимание и станет точкой притяжения для москвичей.