Воронежцам открыли секрет вечной любви

Жили они долго и счастливо, умерли в один день - трезвый взгляд на семейную идиллию представил в спектакле "Петр и Феврония Муромские" московский театр "Практика". Постановку горячо приняли в Воронеже на детском фестивале "Маршак".

Не зря ей в прошлом году дали "Золотую маску" в номинации "Эксперимент". Старинный текст Ермолая-Еразма о благочестивых супругах, которых православные почитают как святых, здесь попробовали пересказать не просто современным русским языком, но и исходя из современной русской психологии. Излишний пафос - сбили. Уважение к источнику, героям и теме - не растеряли.

По большому счету, особого новаторства здесь не требовалось. Кого сегодня удивишь сторителлингом (это когда известный текст излагают своими словами, как байку, ну и мимоходом создают разные актерские наброски)? А иронией артистов по отношению к героям? Да и рамка выбрана, прямо скажем, не оригинальная. Повесть XVI века читают в пустом классе ученики православной гимназии и незаметно "заигрываются". Историю разбирают по главам - сначала на церковнославянском (бегло и нараспев, как пономари), потом на русском, уточняя непонятные термины по словарю и пытаясь представить, как все происходило на самом деле. Не далее как в июне воронежцы уже видели решенные подобным способом "Епифанские шлюзы" Марины Брусникиной.

Что действительно требовалось для эксперимента с историей святых, так это вкус и такт. Чтобы не перепутать театр с храмом, а художественную обработку легенд - с акафистом. Чтобы не уклониться в елейность или, наоборот, не переборщить с юмором. Режиссер Светлана Землякова эти подводные камни с изяществом обошла. В ее спектакле, несмотря на всю условность, действуют живые люди, а не персонажи с плаката или иконы. Отсюда хитрость Февронии, которая… ну да, хочет замуж, и колебания Петра, который ради исцеления должен жениться на незнакомой девице, а ради сохранения обетов - отказаться от власти, статуса и комфорта.

Здорового скепсиса в постановке много (в какие-то мгновения даже мнится, что за ним ничего не стоит). Но три вещи остаются неуязвимыми. Вера, любовь, народная культура. Смотришь на Февронию - вспоминаешь ту же актрису, Инну Сухорецкую, в "Бабушках" Земляковой, с той же подлинной интонацией деревенской старухи. Не соврать в интонации удается и тут.

В финале звучит музыка современного композитора Александра Маноцкова. Как и спектакль, его "Петр и Феврония. История в 12 клеймах" - попытка соединить архаику и "злобу дня". И иллюстрация того, что основы гармонии во все времена остаются неизменными.