Почему с именем князя Владимира часто связывают представление об "эталонном" правителе и расцвете державы?
Алексей Левыкин: Это, скорее, фольклорное представление о Владимире Красное Солнышко. А суть в том, что с правления князя Владимира мы начали говорить о Древнерусском государстве, о том, что оно сформировалось. И это было связано не только с распространением влияния киевского князя на другие территории будущей России, но и с принятием христианства… Поэтому создает впечатление эталонности расцвета. Но времена были сложными и очень серьезными, в пасторальном свете их не стоит изображать. Главным деянием Владимира, безусловно, было крещение Руси. И это опережающий на многие века ход. Не просто факт выбора религии и присоединение к той или иной культуре. А очень серьезный государственный акт, который и способствовал дальнейшему объединению разрозненных земель и племен. Таким образом, создавалась наша нация, единая культура и религия государства.
Владимир Кучкин: Небольшое уточнение. Следует иметь в виду, что население наше принимало христианство в течение очень длительного времени. Приведу такой пример: еще в XIV столетии, то есть четыреста лет спустя после принятия христианства, мы хоронили своих покойников в сопках и курганах, тогда как христианское погребение это, как вы знаете, ровное кладбище.
Заслуги Владимира перед Отечеством бесспорны. В 980 году были укреплены окраины государства. В частности, в том регионе, где мы с вами живем, в конце X - начале XI столетия был основан город Ростов, который стал административным центром. Владимир успешно боролся с набегами печенегов. Можно говорить и об укреплении связей с Византией. Помимо принятия христианской веры. На русские земли пришли византийские книги, искусство, архитектура, взгляды и философия.
В отличие от своего отца Святослава и деда Игоря Владимир не совершал походов на Византию. А это, между прочим, в те времена было источником обогащения. Так поступали не только славяне, но и другие народы, в частности турки. При Владимире эти набеги прекратились. Князь сделал попытку организовать собственное хозяйство и, если говорить современным языком, собственное производство.
А за свои деяния по крещению Руси его причислили к апостолам, которые превращали в христианские государства другие страны. Поэтому и говорят о равноапостольном князе.
Как вам кажется, памятник князю Владимиру нашел свое место у стен Кремля? Какая связь у киевского князя с московскими святынями?
Алексей Левыкин: Прямая. Современная Россия наследница Древней Руси. Потому что не прерывалась княжеская династия и наша история. Святой Владимир - древнерусский князь, и нет никакого значения, правил он в Киеве, во Владимире, Москве или каком-то другом месте. И нахождение его в Москве вполне естественно.
Владимир Кучкин: Непосредственная связь Киева и Москвы установилась в XVI веке. Летописцы московских сводов находили корни древнерусской государственности именно в Киеве. Конечно, на северо-востоке Москва была не прямым наследником Киева, потому что влияние Киева шло через Владимир, который был столицей северо-восточной Руси. А вот в XIV веке роль Владимира взяла на себя Москва. И историографы XVI века это учитывали и проводили такую линию. Но непосредственной связи между Киевом и Москвой в древний период не могло быть, потому что не существовало Москвы.
Если говорить точно, то Москва наследница Киева через Владимир. Владимир - отец Москвы, а Киев - дедушка. Впрочем, связь, о которой вы спрашиваете, устанавливается и по статусу власти. Киев первоначально был столицей Древнерусского государства. Потом, когда оно распалось, он оставался главным городом самого крупного, самого богатого и престижного княжества. Отголосками его столичного положения было, например, постоянное пребывание в Киеве митрополита. То есть церковный центр оставался там. Поэтому Киев считается матерью городов русских. У Киева и Москвы была историческая преемственность.
Фольклорный образ Владимира Красное Солнышко близок к действительности, или это некая "смесь" князя Владимира и Владимира Мономаха?
Владимир Кучкин: Это народное представление о справедливом князе в принципе. Я бы не сказал, что князь Владимир в былинах "эталон". Но то, что он запечатлен там с определением "Красное Солнышко", говорит о многом. Это дань тому, что сумел править без внутренней борьбы. Кстати говоря, представление о Владимире как об умелом правителе проскальзывает даже в очень раннем летописании. Там есть, к примеру, сюжеты о борьбе Владимира с печенегами на западе и на востоке. Князь, безусловно, оставил о себе положительную память.