Мы не будем обсуждать: нужны звания или нет, привычно ерничать по поводу того, что звезды Голливуда или европейского кино никаких званий не имеют. У них нет, а у нас есть. И, подозреваю, будут. Я помню, как звания пытались отменить - ничего не вышло. У подавляющего большинства наших артистов не так уж много радостей в жизни, и "эти игрушки" они не отдадут.
Зрители считают, что звание есть признак того, что артист хороший. В целом, это действительно так. Проблема заключается в том, что для получения звания вовсе не достаточно быть хорошим.
Вот, например, Александр Балуев. Актер, известный всем. Званий не имеет вообще. Почему?
Для того чтобы артист получил звание, на это звание его должны выдвинуть. Тех, кто называется "артист театра и кино", выдвигает театр. Балуев не работает штатно нигде, и его просто некому выдвигать. Нормально?
Нет никаких званий у всем известной актрисы Любови Толкалиной. По той же причине - вне театра она.
Михаил Жигалов - знаменитый артист, по сути, давно народный, но в свои почти семьдесят пять он до сих пор заслуженный. По той же причине. В свое время он ушел из "Современника", и кто его теперь будет выдвигать?
Иногда, правда, выдвижением занимаются киностудии. Но для этого надо обивать пороги. Кому ж охота?
Нам-то кажется, что народный - это тот, кто многого достиг, кого знает народ. Недостаточно этого. Надо, чтобы тебя выдвинули в театре, а потом, чтобы это выдвижение утвердили чиновники. Куда ж без них?
Знаете ли вы, что артист, желающий получить звание, лично сам занимается сбором многочисленных документов, необходимых для этого? Ко мне ни раз подходили артисты разных театров с просьбой написать рекомендацию на "народного". Я писал, конечно. Но до чего же это унизительная процедура: самому для себя собирать документы на звание!
Мнения худрука, будь он хоть трижды знаменит, недостаточно для получения звания. Надо формальности соблюсти. Например, ты должен проработать в театре определенное количество лет. Получить какие-то премии. Получить кучу рекомендаций. Короче говоря, ты получаешь звание не только (а иногда и не столько) за то, что тебя любит зритель, а за то, что собрал нужные документы.
Объяснить, почему этот артист носит почетное звание, а этот - нет, - невозможно. Вот, например, всю свою весьма творческую жизнь работает в "Современнике" Василий Мищенко - на минуточку, это тридцать пять лет! Кого он только не переиграл и в театре, и в кино за это время! Про таких, как он, говорят, что он служит своему театру. Большинство его ровесников носят звание народный, Василий - нет. Почему? Не понять.
Театральные и кинозрители прекрасно знают актрису театра имени Пушкина Веру Воронкову. (Кстати, последняя ее по времени роль в ставшем уже знаменитом фильме Кончаловского "Рай"). Вера работает в театре и в кино не первое десятилетие. Звания у нее нет никакого.
Почему руководитель этого театра Евгений Писарев не народный артист? Молод еще? Так мы звания за выслугу лет даем или за достижения? Писарев превратил театр Пушкина в один из самых интересных и популярных московских театров. Мало этого?
Рядом с Мищенко и Воронковой (а примеры, понятно, можно множить) есть артисты, чьи имена вряд ли скажут что-то внятное даже искушенному зрителю. Однако они при регалиях. Почему? Ответа нет.
Почему хороший артист без званий? То ли не соответствует каким-то бюрократическим требованиям. То ли мало мозолил глаза начальству, а, может, просто испортил с ним отношения. То ли просто недосуг заниматься ему тем, чтобы пробивать самому себе звание. Только, согласитесь, что все это к актерскому таланту никакого отношения не имеет.
Мы стесняемся признаться в том, что, если наличие у артиста звания еще что-то говорит о его заслугах, то отсутствие не свидетельствует вовсе ни о чем. Получение званий артистами театра и кино превращено в сложную, весьма бюрократическую, процедуру, которая, как любая бюрократическая процедура, честной и понятной быть не может. Есть театры, которые активно пробивают звания своим артистам. А есть такие, где это не делается. И вот в одном коллективе много народных артистов. А в другом их почти нет. И зритель думает, что во втором театре артисты пожиже будут. Ничего подобного! Там руководство менее расторопно в этом смысле. Вот и все. Ни на качество спектакля, ни на суть актерской игры это не влияет, конечно. Но мастерам сцены, понятно, обидно. Любят они эти "игрушки", и я никогда не возьмусь их за это критиковать.
Я убежден, что в системе получений званий надо делать не "косметический ремонт", а полную, извините, перезагрузку. Надо, чтобы звания получали мастера, действительно, внесшие вклад в наше искусство. Определять этот вклад должны не чиновники, а коллеги и зрители. Кто-нибудь когда-нибудь проводил в театре опрос зрителей: "Достоин ли артист (или актриса) звания?" А почему бы не провести, только при условии, что этот опрос будет иметь серьезное значение.
Пока же все это не более чем игры. Иногда, увы, весьма жестокие...