Кустурица похож на Черного, героя своего эпохального фильма Underground. Могучий усатый югослав Черный жил размашисто, шагая по жизни лишь в ту сторону, в какую ему указывала совесть и чувства. Так идет по жизни и бородатый нынче Кустурица, публично высказываясь и поступая так, как считает нужным. В последние годы, со своим The No Smokin Orchestra и без него, он изъездил всю нашу страну от Питера до Владивостока, знает, как живут люди от Краснодара до Томска, поддержал присоединение Крыма, во многих интервью солидаризируется с независимой политикой России, организует в Европе фестивали русской музыки... Президент на награждении в Кремле процитировал Кустурицу, высказавшись в том смысле, что общение с такими людьми "дает возможность уйти от ограничений и почувствовать независимость духа".
Кустурицу и Бреговича сегодня многое разделяет и многое объединяет. Оба продолжают считать себя югославами, оба частые гости в России (Брегович недавно попал, наконец, в Ижевск, подержал в руках "героя" своей песни про автомат), обоим сегодня "заказана" дорога в Украину. Бреговичу за то, что он в Крыму уже выступить успел...
О политике на концерте, конечно, не было ни слова. Какая уж тут политика, когда на весь Кремлевский дворец ухает большой барабан балканской свадьбы, трубы и валторны ведут то томительно сипло, то оглушительно звонко свои быстрые темы, песни перетекают одна в другую, а зал, сидя, приплясывает под твою музыку. Нестареющий маэстро Брегович не оставил публику без хитов - Ringe, Ringe Raja, In the Death Car, Ederlezi, дал и нам подержать в руках Kalashnikov, спел, уже на бисах, что-то из нового альбома "Три письма из Сараево". Своим "Свадебно-похоронным оркестром" маэстро в белом дирижировал, не сходя со стула - то взмахивая рукой, поворачиваясь в сторону готовящейся вступить тубы, то вместе с певицами на весь зал прищелкивая пальцами.
А Эмир Кустурица, в отличие от Бреговича, конечно, не музыкант и не певец. В его руках большую часть второго отделения, отданного The No Smokin
Orchestra, была ритм-гитара, которую было не слышно, а спел он нам всего 2-3 песни на пару с другими музыкантами. В эти полтора часа на сцене царил, казалось, полный кавардак: скрипка перебивала сакс, а саксофонист шел куда-то, когда ему вроде надо солировать, толпа танцующего под залихватский гопак F..ck you MTV народа чуть не снесла со сцены всю восьмерку музыкантов. Все было совсем, как в фильмах Кустурицы - великолепно организованных и срежиссированных.
У группы The No Smokin Orchestra, существующей порядка 30 лет - организованный, мощный звук, в котором знают свое место и скрипка в руках Деяна Спаравало, и синтезатор Дражена Янковича, и аккордеон, и гитары, и труба с саксом и много чего еще. Музыка со сцены звучала самая разная - это был разнотембровый балканский унисон (на песне из новейшего фильма Кустурицы "На Млечном пути") трубы, саксофона и аккордеона, сменявшийся темой из "Черной кошки - белого кота". Небольшой и неизменный заставочный проигрыш (мелодия какого-то вестерна) меж песнями - и начинается вдруг "Прощание славянки" в исполнении вокального мужского трио.
И по всему этому танцующему, живому, дышащему то драмой, то шутовством, то рок-н-роллом празднику, заполнившему всю огромную сцену ГКД, прохаживался сутулый бородатый Кустурица с гитарой и без, что-то говорил музыкантам, пел, организовывал публику... Режиссировал. Как всегда ни от кого не зависимый.