Он также объяснил, что это изменит для системы поддержки предпринимателей и поделился предложениями по улучшению делового климата в регионах, которые РСПП представит руководству страны.
Александр Николаевич, ЦБ прямо сказал, что не будет трогать ставку до конца года. Почему вы считаете, что это все-таки возможно?
Александр Шохин: Я думаю, что как раз на декабрьском совете директоров ставку уже можно будет снижать.
Когда к концу года обещана инфляция меньше 6 процентов, то, на мой взгляд, ключевая ставка может быть снижена до однозначной цифры. Почему Центральный банк не торопился это делать - ему нужно было увидеть, какую стратегию будет реализовывать правительство. Банк России должен был убедиться, что не будет повышения налогов и иных решений, имеющих проинфляционный характер. В прошлом году именно ЦБ "отбил" налог с продаж, показал, что он сразу добавит к инфляции один процентный пункт.
Как только будет принят трехлетний бюджет, у ЦБ появится формальный ориентир по налоговой политике, будет возможность ориентироваться в основном на реально достигаемую инфляцию. Учитывая, что правительство решило провести жесткую бюджетную консолидацию, заложило в бюджет цену нефти в 40 долларов за баррель и не предлагает масштабных налоговых новелл, связанных с конечным потреблением (хотя нагрузка на бизнес вырастет по оценкам минфина более чем на 400 миллиардов рублей в 2017 году), то, в принципе, у ЦБ есть основание в конце года снизить ключевую ставку как минимум до 9 процентов, что приведет к изменениям в ипотечном, потребительском кредитовании, заимствованиях малого и среднего бизнеса.
Должно ли тогда сворачиваться субсидирование процентных ставок?
Александр Шохин: Это может повлиять на разного рода селективные программы поддержки. Например, малый и средний бизнес у нас поддерживается по схеме "6,5 процента": ЦБ предоставляет ресурсы под 6,5 процента, Корпорация "МСП" добавляет свою небольшую маржу, банки добавляют свой процент, и получается, что средний бизнес кредитуется под 9,6 процента, малый под 10,6. Эта программа была запущена, когда ставка была 11 процентов. Если она будет 9 или 8 процентов, может, понадобится и программу такой селективной поддержки пересматривать либо считать, что нормальные рыночные механизмы уже работают в полном объеме. Я сторонник второй схемы. При ставках ниже 10 процентов спецмеханизмы уже не нужны, либо они должны быть еще более льготными.
Сейчас много дискуссий идет, в том числе в правительстве, передать ли ряд контрольно-надзорных полномочий от федерального центра в регионы. Вы как к этому относитесь?
Александр Шохин: Здесь есть плюсы и минусы. Если передавать, то может так получиться, что в одних регионах будет относительно либеральный режим по проверкам, в других, наоборот, произойдет ужесточение. С одной стороны, важно, чтобы не было "демпинга". Мы сами не заинтересованы в том, чтобы недобросовестный бизнес воспользовался более либеральным режимом, и ущемлял интересы потребителей, будь то граждане или компании. С другой стороны, явно появляется поле для эффективной конкуренции.
О чем РСПП будет говорить на Госсовете по инвестклимату?
Александр Шохин: У нас довольно много предложений по улучшению делового климата в регионах и стимулированию инвестиционной активности. Одно из наиболее эффективных направлений - тиражирование лучших региональных практик. Мы видим, что сроки разрешительных процедур (например, получения разрешения на строительство или присоединения к сетям) могут отличаться в разы при единообразном федеральном регулировании, что говорит о ключевой роли региональных администраций региона в минимизации барьеров для бизнеса. Сейчас проведен детальный анализ, как удается лучшим регионам снижать сроки подключений, и почему аутсайдеры не делают того, что можно сделать без особой нагрузки на бюджет.
В частности, некоторые регионы, которые в прошлом Нацрейтинге состояния инвестиционного климата находились в середине или во второй половине списка, рванули так, что в этом году попали в двадцатку, а то и в десятку лучших. Это означает, что достижимы самые амбициозные цели. Конечно, это не гарантирует, что в регион сразу потекут инвестиции, но мы в состоянии создать условия для максимального выравнивания инвестиционной среды по "лучшим образцам" и конкурентной ситуации, когда регионы должны биться за инвестора.
Сейчас передовые регионы работают даже лучше нормативов, а другие губернаторы говорят, что если мы будем работать быстрее, возникнут подозрения, а не берем ли мы за скорость взятки. Риски действительно есть. Поэтому одна из задач понять, насколько тиражируемой является та или иная практика, и в случае необходимости нужно менять нормативные документы, если выяснится, что половина регионов может ускориться на 20 процентов.
Если инвестор не приходит
Сколько, по вашим оценкам, регионов успешно работают с иностранным бизнесом?
Александр Шохин: Во многих регионах отношение к иностранному, да и к любому "постороннему" бизнесу такое, что если они пришли, значит, им что-то нужно. А если им что-то нужно, надо у них отхватить кусочек. И начинается затяжной процесс "отхватывания" чего-то от проекта. Поэтому и отвод земли, и процедуры присоединения идут во многих регионах очень тяжело, а инвестрейтинг - это как раз показывает и дает возможность сравнивать.
Рейтинг в основном строится на опросах работающего в регионе бизнеса. Такие субъективные оценки позволяют выявлять ситуации, когда формально все хорошо и со сроками, и с процедурами, а бизнес почему-то не идет.
Пример - уровень восприятия коррупции. Он у нас высокий, но высокий в том числе потому, что в кризис те же самые коррупционные схемы и такого же масштаба начинают восприниматься гораздо тяжелее. В условиях, когда у вас не хватает на зарплату рабочим и на оборотные средства, а чиновники вымогают те же суммы, то это вызывает намного более острую реакцию - сейчас они отсутствуют физически. А чиновничество не изменит своего отношения без давления сверху, от президента, федеральной власти. Важное направление работы в рамках Нацрейтинга - формирование региональных команд. Под решение конкретных задач формируются команды, которые имеют гораздо больше полномочий, чем линейные структуры, по продвижению своих идей. Этот же принцип работы закладывается в проектные офисы на площадке правительства РФ по приоритетным направлениям.