Напомним, согласно федеральному законодательству, потребители начнут оплачивать вывоз мусора как коммунальную услугу, а не жилищную, как сейчас, и по единому тарифу для всего региона. Также, в частности, будет запрещено захоронение ТБО до извлечения из них черных и цветных металлов и материалов, содержащих ртуть. Новшества должны привести к модернизации отрасли, решить проблему сбора мусора в частном секторе и в целом улучшить экологическую обстановку в стране. Между тем, по словам председателя комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ Ольги Тимофеевой, далеко не все регионы успели подготовиться к нововведениям.
К примеру, в Саратовской области главный новый документ - территориальную схему обращения с отходами - утвердили еще 22 сентября. Как объясняют в областном комитете по госрегулированию тарифов, примерно определен и единый тариф на вывоз и утилизацию мусора. Однако для окончательных расчетов требуется принятие ряда нормативных актов и методических рекомендаций, в том числе на федеральном уровне.
- Региональный оператор не успеет к 1 января заключить договоры с потребителями на вывоз отходов. Например, только в одном Балаковском районе 87 тысяч лицевых счетов, - поясняет председатель комитета Лариса Новикова.
Много времени потребует и отбор на конкурсной основе предприятий, занимающихся непосредственно вывозом мусора. Главная же проблема в том, что до сих пор нет ответа на вроде бы простой вопрос, от которого зависит размер единого тарифа: сколько всего мусора в регионе?
По расчетам, которые отражены в территориальной схеме обращения с отходами, в регионе ежегодно образуется почти 6,3 миллиона кубометров ТБО. В то же время 12 лицензированных полигонов, куда должен поступать весь мусор, отчитались, что получили за последний год только чуть более 3 миллионов кубов. Получается, свыше половины мусора просто "растворилось".
По мнению начальника отдела нормирования, экологической экспертизы и мониторинга окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии области Натальи Кечиной, скорее всего, эти отходы осели на несанкционированных свалках. Однако ее коллеги из комитета по госрегулированию тарифов не исключают, что предприятия, работающие в отрасли, просто предоставляют недостоверную информацию. Тем более что прецедент такого рода в Саратовской области уже был.
Весной прошлого года в Энгельсском районе приступил к работе первый в регионе завод по переработке мусора. Он должен был обслуживать сразу 12 районов области на левом берегу Волги. Когда рассчитывали мощность комплекса в Энгельсе - 974 тысячи кубометров мусора в год, - исходили из данных, которые предоставили полигоны ТБО и компании, занимавшиеся вывозом отходов в этих муниципалитетах. Однако реальная загрузка предприятия оказалась в два раза ниже - всего 500 тысяч кубов.
В настоящее время основная часть тарифа ТБО, который платят население и организации, складывается как раз за счет стоимости вывоза мусора, расходы на его утилизацию (захоронение) пока в среднем ниже. На старых полигонах, где мусор не перерабатывают, а просто закапывают в землю, тариф составляет от 50 до 100 рублей и выше за кубометр. Самая высокая стоимость утилизации на мусороперерабатывающем заводе в Энгельсе - 349 рублей. При этом разница в тарифе на вывоз мусора (он утверждается муниципальными властями) отличается по районам Саратовской области в десятки раз. Например, в Ртищеве вывоз одного кубометра мусора стоит 61 рубль, в Балакове - 233, в Красноармейске - уже 502, а в Питерке - 1021 рубль. Как считают в областном комитете по госрегулированию тарифов, никаких экономических обоснований для такой разницы в ценообразовании нет. До недавнего времени мусор в одном из районов области вывозили вообще в соседний регион, по-видимому, с одной целью - чтобы собрать с потребителей больше денег.
В свою очередь, представители организаций, занимающихся вывозом мусора, обвиняют управляющие компании, что те сознательно занижают количество отходов, чтобы меньше платить за их вывоз. Объемы ТБО рассчитываются в настоящее время исходя из норматива на жильца.
- Некоторые управляющие компании в договорах с перевозчиками мусора специально уменьшают количество проживающих в многоквартирных домах людей. Проверить число жильцов сам перевозчик мусора не в состоянии, муниципалитет для этого также не имеет полномочий, - говорит зампредседателя комитета по ЖКХ администрации Саратова Дмитрий Кириллов.
В результате таких схем, по мнению эксперта, объем мусора, который необходимо вывезти, может занижаться на 40 процентов.
- Рассчитать будущий единый тариф для региона необходимо так, чтобы у работающих в отрасли организаций не возникли выпадающие доходы, иначе их по закону придется компенсировать из областного бюджета или за счет повышения тарифов. Переходить на новую систему необходимо не в один день по всей стране, а постепенно. В каждом регионе тогда, когда он будет к этому готов, - считает председатель областного комитета по госрегулированию тарифов Лариса Новикова.
Кроме того, приход регионального оператора по сбору и утилизации мусора может создать и новые проблемы. По законодательству, в субъектах РФ может работать несколько операторов. Именно по такому пути намеревается пойти часть регионов, входящих в ПФО. Если компании будут добросовестно конкурировать, повышая качество услуг, в выигрыше окажутся потребители. Между тем в Саратовской области отрасль решили монополизировать.
- Это связано с логистикой: если одному оператору отдать города, то кто возьмет сельскую местность? - объясняют в министерстве природных ресурсов.
По-видимому, в преддверии предстоящей монополизации отрасли в регионе в текущем году активизировалась одна из компаний, занимающаяся вывозом мусора. Она последовательно пришла в практически все крупные города области, хотя пока и делит рынок вывоза мусора с другими компаниями. Причем в некоторых муниципалитетах приход нового игрока сразу привел к увеличению платежей за вывоз отходов.
Кстати
В Самаре со стихийными свалками решили бороться с помощью беспилотных летательных аппаратов, которые позволят брать нарушителей с поличным. В прошлом году в областном центре впервые начали использовать системы видеонаблюдения при экологическом мониторинге. Чтобы наказать за несанкционированные отходы, ревизорам необходимо собрать весомые доказательства. Во многом благодаря камерам, в том числе и ночного видения, за 9 месяцев текущего года нарушителей удалось оштрафовать на 2,2 миллиона рублей. Всего предъявлена 81 претензия о возмещении вреда.
Теперь сотрудники департамента городского хозяйства и экологии планируют взять на службу квадрокоптеры. Такие аппараты есть в полиции - авиационном отряде спецназначения. Пока правоохранители согласовывают алгоритм взаимодействия с чиновниками.
Даже если специалисты не успеют схватить водителя грузовика за руку, перевозку и сброс отходов отследят беспилотники, зафиксировав все вплоть до госномеров на машинах. Это позволит чиновникам увеличить объем претензионной работы и со временем, как они считают, отобьет желание у самарцев экономить на вывозе мусора.