Среди двух десятков балетов Юрия Григоровича у "Легенды о любви" - особое место. Премьера балета состоялась в 1961 году, и это был только второй спектакль 34-летнего постановщика на профессиональной сцене. Но если появление первого, "Каменного цветка", за четыре года до этого сопровождалось настоящей битвой за новый радикальный стиль хореографии, отметавший господствовавшую хореодраму с ее культом натурализма и бытоподобия ради самого танца, то "Легенда о любви" сразу была встречена как шедевр. И хотя на протяжении десятилетий менялось отношение к творчеству Григоровича, этот спектакль продолжает сиять на недосягаемой высоте. Древняя восточная легенда в пересказе Назыма Хикмета будто создана для балетного искусства с его любовью к экзотике и контрастам, противопоставлениям любви и ненависти, отваги и слабости, черного и белого, цвета - которые усилили и сценография грузинского художника Симона Вирсаладзе, и музыка азербайджанца Арифа Меликова. Но все же главным здесь остается хореография: спектаклю не нужны слова, чтобы рассказать о безграничной власти царицы Мехменэ Бану и мире таинственного восточного искусства, который олицетворяет художник-каменотес Ферхад, о мудрости и горе, о любовном ослеплении, беззащитности чувств и самоотверженности. Никнущий к земле кордебалет женщин с кувшинами позволяет ощутить страдания, которые испытывает народ, а гигантская картина шествия, в котором заняты 24 танцовщика кордебалета, - мощь государственной машины, которая сметает со своего пути все живое, даже Визиря, который не может открыть своих чувств к царице, да и саму Мехменэ, в финале сломленную собственной непреклонностью к любви сестры Ширин и Ферхада.
"Легенда о любви" требует от исполнителей мощи не меньшей, чем другой балет Григоровича - "Спартак". При этом она прорисована с изяществом персидских миниатюр и страдает от малейших неточностей солистов и кордебалета. Вероятно, поэтому сам хореограф очень редко дает разрешение на постановку своего лучшего спектакля - его можно увидеть только в Большом, Мариинском и в авторском театре Григоровича в Краснодаре.
Башкирский театр заслужил свою "Легенду" по праву: он был первым, кто пригласил в середине 90-х отлученного от Большого театра хореографа к сотрудничеству. На протяжении двадцати лет Григорович перенес в Уфу шесть своих балетов, начав с "Щелкунчика" - прекрасной классической школой для артистов, а несколько лет назад - даже "Спартака". За это время труппа выросла и численно, и профессионально. Благодаря появлению собственного хореографического училища она обладает и единством экстерьера, и единством выучки. Уфимские артисты понимают и международные тенденции - повышенное внимание к чистоте танца. Поэтому в их исполнении лучшими становятся ключевые массовые сцены "Легенды о любви" - "Шествие", "Погоня" и "Страсти Мехменэ", "Видение Ферхада". И это не случайно: в Башкирский театр спектакль переносили Олег Рачковский и Ольга Васюченко, известные тщательной работой с кордебалетом.
Но труппе удалось представить и яркий состав исполнителей главных партий, во главе которого оказался не Ферхад, а Мехменэ Бану. Для Гульсины Мавлюкасовой даже на первом спектакле, казалось, не существовало технических проблем - лишь вопросы, как точнее расставить акценты в роли, распределить силы на трехактный спектакль, показать красоту хореографии, во всем богатстве сконцентрированные в тексте Мехменэ. Но "Легенда о любви", как лучшие классические балеты, ценна своей неодномерностью - артистам она позволяет вести диалог со своими ролями всю жизнь.
Справка "РГ"
В преддверии юбилея Юрия Григоровича Большой театр уже перенес на Историческую сцену одну из его поздних постановок - "Золотой век". В октябре выпустит "Спартака" Баварский балет, в декабре вернется в репертуар Мариинского театра "Каменный цветок" - спектакль, с которого начиналась карьера Григоровича.