Об этом заявил гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков в рамках международного экспортного форума "Сделано в России".
Этому должно помочь объединение в единую систему всех мер поддержки экспорта - продвижения, экспортного кредитования и страхования, субсидирования различных затрат экспортеров. Они "упакованы" в приоритетные проекты с четкими показателями и координацией ведомств, в ближайшее время их паспорта утвердит президиум совета при президенте по стратегическому развитию. Приоритетные проекты предусматривают и новые формы поддержки, такие как субсидии на омологацию и сертификацию, поскольку именно "доводка" товара под требования конкретного рынка и получение разрешительных документов становятся решающим барьером для выхода за рубеж многих компаний.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что правительство хочет передать несколько наиболее успешных торговых представительств за рубежом Российскому экспортному центру для объединения всех функций по поддержке экспортеров непосредственно на внешних рынках.
"Мы серьезно рассматривали в свое время, стоит или не стоит передавать торгпредства минпромторгу, но посчитали, что на марше это достаточно опасно, и решили поступить несколько иначе. РЭЦ сейчас набрал силу, и мы думаем, что надо начать с некоторых наиболее продвинутых торгпредств, которые можно передать в подчинение РЭЦу, и тогда можно создавать это (единое представительство интересов экспортеров на внешних рынках. - Прим. ред.) как торговый дом или как совмещенную функцию торгового дома вместе с торгпредством", - сказал Шувалов.
В системе минэкономразвития работают более 50 торговых представительств, помогающих на безвозмездной основе подбирать партнеров, лоббирующих их интересы перед зарубежными властями. Российский экспортный центр с этого года начал открывать торговые дома в странах, представляющих наибольший интерес для экспорта, они будут оказывать гораздо более широкий спектр услуг (логистика, юридическое сопровождение сделок и так далее) на платной основе. Логика пилотного проекта, пояснил Петр Фрадков, в объединении административной поддержки и услуг коммерческого характера. При этом экспортеры, уже закрепившиеся на внешнем рынке, могут выступать в роли агентов для других экспортеров в рамках государственно-частного партнерства, отметил он.
РЭЦ и минпромторг будут делать ставку на экспортеров из числа средних компаний. Под них будет "раскручиваться" национальный зонтичный бренд "Сделано в России": за рубежом просто не осведомлены, что мы можем производить не только автоматы, танки, матрешки и нефть, но и качественные готовые товары для взыскательного потребителя из среднего класса. Займется РЭЦ и экспортом услуг - в сфере образования, медицины, туризма и информационных технологий.
На фоне общего сокращения экспорта (почти на 23 процента за 9 месяцев) доля несырьевых и неэнергетических товаров в нем, по данным Федеральной таможенной службы, выросла с 32 до почти 37 процентов.