Обычно картины в музеях берегут: посетителям не только нельзя их трогать , но даже порой запрещено приближаться, заходить за ограждение. Самые ценные произведения защищают стеклом. Иногда - особо крепким, антивандальным.
Но картины, выставленные в Итальянском дворике Государственного музеея изобразительных искусств имени Пушкина, не только можно, но и нужно трогать: они предназначены для незрячих любителей искусства. Такая необычная выставка организована впервые, на ней представлено шесть уникальных репродукций, которые можно воспринимать на ощупь, руками.
"В нашей стране живут 12,7 млн людей с ограниченными возможностями и 63 тыс. человек, которые не могут видеть, - сказала на открытии выставки вице-премьер Ольга Голодец. - Важно, чтобы эти люди чувствовали себя частью нашего общества и общество чувствовало, что они его часть. Поэтому такие проекты помогают быть едиными с людьми, нуждающимися в нашем особом внимании и заботе". По словам Ольги Голодец, проект поможет незрячим людям прикоснуться к ранее недоступному для них пласту культуры, и потому важно, чтобы эти произведения увидело как можно большее количество людей.
Стать ближе и доступнее для людей, которые могут "видеть" лишь руками, стараются и другие российские музеи. Например, в "Коломенском" не так давно появилась рельефная карта музея-заповедника, снабженная пояснениями на языке Брайля. С ее помощью легко познакомиться с архитектурными шедеврами заповедника.
Директор Пушкинского музея Марина Лошак сказала, что открытие тактильной выставки - это новый важный этап в развитии музея. "Эти шесть шедевров дают возможность разным людям понять, что представляет собой конкретное произведение искусства. Безусловно, для них откроется много нового, что было прежде закрыто", - сказала Лошак. Обычные посетители тоже смогут открыть для себя опыт восприятия предмета искусства через прикосновение. А если к тому же захотят попытаться понять проблемы незрячих, получат возможность при посещении зала надеть темные очки.
"Мы очень благодарны и Пушкинскому музею, и благотворителям, которые помогли осуществиться этому проекту, - сказал "РГ" глава Фонда поддержки слепоглухих "Со-единение" Дмитрий Поликанов. - Эти картины приехали в Москву из Музея Прадо в Мадриде. За рубежом разработаны технологии, позволяющие получать точные рельефные копии художественных произведений. Но мы планируем осуществить собственный аналогичный проект по созданию тактильных картин. Хотим пойти дальше: дополнить рельефное изображение различной текстурой материалов на поверхности картины. А еще добавить возможность почувствовать запах. У нас уже собрана технически сильная команда, поскольку задача поставлена сложная. А тестировать образцы репродукций в процессе отработки технологии их создания будут наши подопечные".
Проекты для слабовидящих и незрячих осуществлял не только Прадо. Аналогичные выставки, включавшие экскурсии и даже рисовальные классы, проходили в Музее Метрополитен, Национальной галерее в Лондоне. А в Лувре есть постоянно работающая экспозиция: в специальной Тактильной галерее собраны миниатюрные копии скульптур из собрания знаменитого музея.