Они не спеша, как и подобает итальянцам, глубоко наслаждающимся каждой минутой жизни, пришли на встречу с журналистами. Признались, что чувствуют себя в Новосибирске, как дома. За исключением погоды, конечно. Джорджио Амато сразу поверил своему дедушке, который в годы войны находился в плену в Сибири, а потом рассказывал внуку об обморожениях. До сегодняшнего дня он считал, что дедушка у него сказочник и таких морозов не бывает.
Впрочем, режиссер не скрывал удивления тем, насколько в эти дни злободневной в России оказалась его картина "Министр". Фильм снимали шестнадцать дней, супербюджетная черная комедия о коррумпированной верхушке власти завоевала итальянскую премию Raf Vallone как лучший фильм 2016 года и нашла живой отклик у новосибирской публики. Сам автор, правда, сильно сомневается в том, что сатира действенна в борьбе с таким явлением, как коррупция.
- Коррупция должна осуждаться в суде. Но с помощью сатиры мы можем больше говорить о ней людям, рассуждать в комическом ключе. Легко критиковать коррумпированного политика. Но как поступил бы любой из нас, будь у него друг из высших эшелонов власти? Нельзя обвинять в этом одного человека. На месте героев фильма - чиновника и предпринимателя - могли быть начальник и подчиненный, мэр и владелец магазинчика. Фильм не столько о коррумпированности политики, сколько в целом о коррупции в обществе, включая все слои населения, - поделился г-н Амато.
Желание рассказать о плохих персонажах, а в фильме нет хороших героев, основано на известной средневековой балладе, в которой маркиз, дабы сохранить свое положение в обществе, соглашается уступить свою невесту королю. В "Министре" Франко Луччи, предприниматель на грани банкротства, видит единственную возможность спасти свой бизнес, обратившись за помощью к своему давнему приятелю, а ныне итальянскому министру. Для этого он приглашает его на званый ужин, сопровождать который должна девушка, готовая лечь с ним в постель.
- Я хотел рассказать историю, которая ясно покажет: за тысячу лет ничего не изменилось. Хотя, наверное, если бы у меня был бюджет побольше, я бы снял эту же историю в антураже семнадцатого века. Сценарий был бы таким же, с небольшими изменениями, но впечатление было бы еще сильнее, - продолжает Джорджио Амато.
- Я серьезно занимался спортом, и мне проще было бы завоевать олимпийскую медаль, чем стать в Италии режиссером. Но именно спорт помог добиться успеха в деле, которым, как я понял, хочу заниматься. Он учит ставить четкие задачи и добиваться их выполнения, - говорит Амато.
Так, сын рабочего, без знакомств и связей в кинематографе, завоевал свою нишу в итальянском кинематографе. А это очень непросто. Помимо того, что итальянский кинематограф, на взгляд гостей фестиваля RIFF, испытывает кризис - нет хороших историй, которые бы хотелось экранизировать, ушла эпоха великих актеров, не хватает средств для съемок фильмов, так еще очень сложно новой авторской картине "пробиться" на большой экран.
- У меня ушло полтора года, чтобы отдать фильм в прокат, - говорит Давид Гриеко, фильм которого "Козни" о последних днях жизни легендарного Пьера Паоло Пазолини номинирован на "Золотой Глобус" в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. - И сейчас в итальянском кинематографе наступают еще более тяжелые времена, так как государство, в небольшом количестве финансирующее выпуск картин, имеющих культурное значение, вычеркивает этот пункт.
- В Италии сложно довести свою работу до публики, - продолжает непростую тему Джорджио Амато. - Людям нравятся американские блокбастеры, их и крутят кинопрокатчики. Все независимые режиссеры по максимуму используют возможности фестивальных площадок, чтобы познакомить публику со своим творчеством. В этом смысле в России делается гораздо больше, чем в Италии для итальянского кино.
Несмотря на все это, RIFF наглядно демонстрирует: каждое десятилетие в Италии появляются талантливые режиссеры, обворожительные актрисы, харизматичные актеры, многие из которых со временем становятся культовыми. И сегодняшнее время не исключение. Итальянцы верны себе. Они снимают фильмы с удивительным темпераментом, как комедии, так и философские драмы. Они не боятся самых острых и актуальных тем. Они боятся остаться в своей истории беженцами.