Подобной демократичностью итальянцы, судя по всему, обязаны своей многовековой культуре. За века, которые явно не прошли даром, итальянцы раз и навсегда усвоили, что искусство и свобода выражения - это синонимы, и, видимо, поэтому их уже давно ничего не удивляет и не возмущает.
Жители Апеннин, восхищающиеся зрелищностью и театральностью во всем, весьма лояльно относятся к любым, даже самым экстравагантным выходкам деятелей культуры и привыкли ценить красоту, какие бы порой странные формы она ни принимала бы. За примерами идти далеко не приходится. Премьерный показ двух эпизодов нового сериала оскароносного режиссера Паоло Соррентино "Молодой Папа" с Джудом Лоу на последнем 73-м Венецианском кинофестивале навсегда запомнится выходом двух малоизвестных итальянских моделей Джулии Салеми и Дайн Мелло, которые прошлись по красной дорожке в ярких развевающихся платьях с глубокими разрезами от талии до пола, продемонстрировав всем собравшимся полное отсутствие нижнего белья. Несмотря на то, что девушки проигнорировали просьбу организаторов, обратившихся после трагического землетрясения в Италии к гостям с призывом отказаться от вызывающих нарядов, их выходка, как ни странно, не вызвала негативной волны.
Пожалуй, единственное, что может вывести из себя миролюбивую итальянскую публику, так это культурные манифестации, воспевающие фашизм. Наверно, поэтому в последние годы подобных выпадов на Апеннинах не наблюдалось.
Итальянские власти тоже довольно сдержанно относятся к неоднозначным культурным мероприятиям. К счастью, прошли те времена, когда они преследовали неугодные произведения.
Так, к примеру, произошло в XVI веке с картиной венецианского художника Паоло Веронезе. Сначала его полотно называлось "Тайная вечеря", однако после вмешательства Святой инквизиции, не оценившей вольной трактовки этого известного библейского сюжета, автор был вынужден переименовать картину в "Пир в доме Левия". На этом конфликт, собственно говоря, был исчерпан. Сейчас максимум, на что способны местные власти, так это во время визита президента Ирана Роухани прикрыть в Капитолийском музее в Риме стоящие там обнаженные античные статуи, чтобы не обидеть религиозные чувства гостя.