Спасатели испытали уникальные снегоболотоходы "Барс"

Сотрудники Архызского поисково-спасательного подразделения провели успешные испытания уникальных снегоболотоходов "Барс". Спасатели планируют использовать их при проведении различных операций в труднодоступной местности, в том числе на склонах гор.

Снегоболотоходы разработаны ставропольским конструктором Александром Баландиным из села Татарка. По его словам, идея постройки "Барсов" родилась десять лет тому назад - в Архызе на Лунной поляне. Когда увидев, что спасатели испытывают дефицит в спецмашинах, он решил построить новый снегоход, который мог с минимальным ущербом для природы передвигаться по склонам гор Архыза зимой и летом.

- Концепция "Барса" - мягкие лапы и легкий скелет, - объяснил Александр Алфеевич.

После десяти лет поисков и испытаний на свет появилось десять машин из деталей отечественного производства. Экипаж, в зависимости от комплектации, может состоять из двух или четырех человек. Машина может также нести от 250 до 500 килограммов груза.

Ширина вездехода - 2,45 метра, расстояние между осями - 2,6 метра. Двигатель от ВАЗ-2108 мощностью 70 лошадиных сил. В стандартной комплектации "Барс" оснащен шинами сверхнизкого давления БЕЛ-79 (0,1-0,2 кг/ кв. см), диаметром 1020 миллиметров и шириной - 420 миллиметров.

Испытания вездеходов проходили на территории Карачаево-Черкесии. Группа спортсменов проехала на "Барсах" из Архыза на Пхию, поднялась на вершины Джунта и Джумараклы-Тебе высотой около трех тысяч метров. Расход топлива в сверхэкстремальных условиях составил 12,5 литра на 100 километров.

Вездеход движется по снегу, льду и песку. Кроме того, машина устойчива на крутых склонах

В августе 2014 года спасатель-общественник из станицы Зеленчукской Андрей Пинкин провел испытания "Барса" на склонах Эльбруса. В штурмовой комплектации "Барс" показал высокую проходимость и устойчивость на обледенелых склонах, недоступную другим видам транспорта. В одиночном заезде на западную вершину Эльбруса высотой 5642 метра Андрей Пинкин на "Барсе" своим ходом, без лебедок, достиг высоты 5100 метров. Восхождение было прервано тем, что не выдержали и лопнули пятимиллиметровые цепи китайского производства. После этого случая конструктор перешел только на использование отечественных деталей.

Как рассказал "РГ" начальник Карачаево-Черкесского поисково-спасательного отряда Андрей Мозгов, испытания показали, что вездеход "Барс" обладает универсальной проходимостью: движется по снегу, льду и песку. Кроме того, машина устойчива на крутых склонах и траверсах до 50 градусов. Вездеход развивает скорость до 130 километров в час на суше, а если на машину поставить винт, то на воде "Барс" дает 15 километров в час.

- За счет большой площади колес и сверхнизкого давления в шинах "Барс" практически не повреждает травяной покров, не загрязняет окружающую среду, что делает его пригодным для использования в заповедниках и национальных парках без ограничений, - сказал он.

Сейчас снегоходы-болотоходы применяются работниками Архызского поисково-спасательного подразделения и спасателями-общественниками для патрулирования заснеженных ущелий в курортном поселке Архыз.

А неутомимый конструктор Александр Баландин изготовил новый вариант "Барса" с независимой задней подвеской на параллельных рычагах .