Смольный решил избавиться от стихийных рынков у метро

С 1 марта 2017 года в Северной столице наконец-то начнет действовать закон о ярмарочной деятельности, разработанный Смольным еще в 2014 году. Предваряя вступление документа в силу, городские власти решили навести порядок у станций метро - чиновники обещают покончить со стихийными рынками, работающими под видом ярмарок. Получится ли, и что теперь ждет держателей палаток, узнавала корреспондент "РГ".

За последние два года количество только легальных ярмарок выросло в Санкт-Петербурге более чем вдвое: по данным комитета по развитию предпринимательства, с мая 2014 года по май 2015-го власти согласовали 281 ярмарку, а за девять месяцев этого года в городе уже прошло 648 ярмарок. Но эти цифры, конечно, реальности не отражают - существенная часть подобных торговых площадей ни в каких реестрах не значится и является попросту нелегальной.

По оценке экспертов, в среднем стандартная ярмарка насчитывает 100-150 участников и предлагает широкий, но одинаковый во всех районах города ассортимент: мед, сладости, мясо, рыба, овощи, одежда, белье. Базируется такая торговля, как правило, на территориях вокруг станций метро и серьезно раздражает не только петербуржцев, но и соседей-предпринимателей: если продуктовая ярмарка располагается рядом с продуктовым магазином, оборот по-следнего, по подсчетам специалистов, падает как минимум на 25-30 процентов.

При этом и нелегальные, и вполне себе законные ярмарки грешат превышением всех допустимых временных границ, абсолютно не соблюдая установленную периодичность работы. Сейчас, по сути, они представляют собой обычные рынки, чего никак не предполагает схема размещения нестационарной торговли. Чтобы как-то упорядочить этот процесс, комитет имущественных отношений направил обращение в государственную инспекцию по недвижимости и районные администрации города. По словам заместителя руководителя комитета Александра Германа, они будут просить "больше ярмарки не разрешать и убрать все, что стоит незаконно". Однако на то, что эта инициатива принесет хоть какие-то плоды, эксперты особенно не надеются.

"Пустым", по их мнению, окажется, скорее всего, и новый законопроект. Напомним, сейчас ярмарочная деятельность толком не регулируется, и документ, подготовленный Смольным еще более двух лет назад, должен как раз прописать все нюансы. Так, например, что касается периодичности торговли, региональная ярмарка, где представлены товары определенного региона или страны, может длиться не более 30 дней в квартал, а ярмарка выходного дня, организованная для местных фермеров, - не более трех дней в неделю. Сейчас этот пункт фактически отдан на усмотрение районных администраций, куда предприниматели, желающие заняться таким видом торговли, подают заявления.

Вместе с тем, в схему нестационарных торговых объектов Санкт-Петербурга включены сегодня 92 участка для проведения ярмарок. По новым правилам, 77 из них достанутся районным администрациям и центру контроля качества, который находится в ведении все того же комитета по предпринимательству. Так что теперь организовывать ярмарки в городе власти будут в большинстве самостоятельно, только вот как именно - пока не решено. Скорее всего, нанимать ту или иную управляющую компанию, которая бы собирала деньги с арендаторов, придется. Оставшиеся же 15 участков предприниматели смогут арендовать у города напрямую, принимая участие в торгах (такие ярмарки смогут работать не более двух недель в квартал). Что касается географии ярмарок, то больше всего мест у Василеостровского района - 19, у Адмиралтейского - шесть (правда, почему-то по соседству друг с другом), а вот в Выборгском районе участков не выделено вообще.

Как скажется новый закон на ярмарочной деятельности и сколько заработает город, играя по новым правилам, специалисты сказать затрудняются. С уверенностью можно сказать лишь то, что нынешние предприниматели доходов недосчитаются.

- Из-за ограничений ярмарки будут реже. Не исключено, что некоторые игроки покинут рынок, - уверен генеральный директор одной из компаний, организующих ярмарки в Петербурге, Павел Краев.

Председатель совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков тем временем подчеркивает: хоть торговлю в виде палаток действительно надо минимизировать, но подходить к этому нужно осторожно - важно, чтобы предприниматели все же имели возможность продавать свои товары. Здесь должна быть разумная грань, считает он.

Комментарий

Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:

- Все это вряд ли сработает так, как хотелось бы. Ведь почему возникли эти ярмарки? Потому что природа не терпит пустоты - когда еще при Валентине Матвиенко город полностью очистили от цивилизованной малой розничной торговли, эти полулегальные объекты и стали появляться. Вроде как под флагом: дайте дорогу производителям. Но никаких производителей мы не видим, в сегодня-шних реалиях они вынуждены выбирать: торговать или работать на ферме? Здесь возникают посредники и вся та сложная сильная структура, которая просто так этот жирный кусок никому не отдаст.