Давно не видел такого прекрасного огромного театрального центра, который был построен еще в социалистические времена правления Николае Чаушеску, горел, восстановлен, а потом - уже в постсоциалистическую эпоху, совсем недавно, перестроен заново и оснащен по последнему слову техники. В многочисленных фойе, окружающих каждый зрительный зал, выставки современных живописцев и скульпторов предваряют встречу с театральным искусством. В центре постоянно работают молодые режиссеры, актеры, сценографы, создатели видеоинсталляций, которые занимаются поисками новых сценических форм. Здесь же Национальный театр им. Караджале проводит ежегодный фестиваль, на который приглашают спектакли из разных - не только сопредельных - стран.
Здесь, в частности, выступали Малый драматический театр - Театр Европы, Театр им. Комиссаржевской. Именно после гастролей комиссаржевцев болгарский режиссер Александр Морфов, много лет сотрудничающий с этим коллективом, был приглашен Йоном Карамитру на постановку с его труппой. Румынская премьера спектакля А. Морфова по пьесе "Ничейная земля" боснийского режиссера Даниса Тановича состоялась в минувшую пятницу в Национальном театре Бухареста. Скажу честно, ностальгия оказалась сильнее, - молодым талантливым актерам я предпочел своих давних знакомых, которые пленили меня еще в пору, когда румынский театр был частым гостем в СССР, а киноленты "Бухарест-фильма" нередко появлялись на советских экранах. Санда Тома и Виктор Ребенчук в этот вечер на сцене Национального театра задавали тон актерскому ансамблю в спектакле "Все мои сыновья" Артура Миллера, поставленном Йоном Карамитру 7 лет назад. Они сохранили высочайший класс мастерства и удивительную эмоциональную силу, без чего невозможно сыграть чету Келлер, людей, знающих, что такое горе и радость, любовь и прощение. "Было бы неплохо уговорить Йона поставить для них старую историю американского сценариста Виньи Дельмара, которая у нас шла под названием "Дальше - тишина", - подумал я. Надеюсь, что он прочтет мою заметку в "РГ".
"В последние годы мы ставили гоголевского "Ревизора", "Вишневый сад" Чехова, "Самоубийцу" Николая Эрдмана, "Терроризм" братьев Пресняковых. Мне бы хотелось, используя возможности наших семи сцен, устроить фестиваль русского театра. На неделю или на десять дней наш дом был бы предоставлен российским труппам. Уверен, это стало бы серьезным событием для нашей публики, для профессионалов и любителей искусства. Ну и, конечно, мы могли бы представить наш театр в Москве и Петербурге", - Йон Карамитру принадлежит к числу тех, кто умеет осуществлять свои мечты.
Нынешние отношения между нашими странами трудно назвать безоблачными. Румынские власти, к примеру, одними из первых разместили у себя американскую систему ПРО, в ряде политических и экономических вопросов они занимают откровенно антироссийские позиции. Но, похоже, в сфере гуманитарного сотрудничества наметился заметный просвет. Программа взаимодействия в области культуры закончилась еще в 2014 году, новый проект на 2017-2019 годы еще не рассматривался всерьез, но потребность в межгосударственных культурных обменах вновь вернулась в повестку дня. Как отметил во время нашей встречи государственный секретарь румынского МИД Александру В. Микула, нынешнее руководство страны понимает, что контактам с Россией в культуре, образовании, науке, спортивных и молодежных обменах "надо дать зеленый свет".
Такую же позицию занимают и руководители министерств культуры, науки и образования. Думаю, она не изменится после парламентских выборов 11 декабря нынешнего года. Понятно, что я был бы рад, если бы в новом правительстве на посту министра культуры и национального наследия Румынии осталась Корина Шутеу, с которой мы знакомы еще с 1988 года, когда она работала в бухарестском журнале "Театрул", но нынешняя исполнительная власть в стране носит "технический" характер, и наверняка министерства после выборов возглавят политические фигуры. Такие профессионалы, как Корина, не пропадут (она давно уже стала экспертом-консультантом мирового класса). Надеюсь, новое правительство Румынии сохранит понимание того, что гуманитарные отношения с Россией нужны не только национальной интеллигенции, не только липованам и русинам, которые идентифицируют себя как граждане, принадлежащие русской культуре, но и всему румынскому обществу.
...На открытие выставки русского народного костюма из фондов Музея Переславль-Залесского в Российском центре науки и культуры собрались не только наши соотечественники. Для румынской интеллигенции такого рода события - явление далеко не частое. Не случайно директор Национального исторического музея Румынии Эрнест Оберлэндер-Тырновеану не без сожаления сказал, что последние - и безрезультатные - контакты с русскими музеями у них были лет двадцать назад. Вряд ли стоит ждать следующие двадцать лет.