Корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко уточнила, что обращаются к ним с каждым годом все больше граждан, а возможностей у них донести до следственного начальства свое мнение немало. Кроме традиционных способов - жалоб по почте - можно обращаться и непосредственно - по "телефону доверия", через интернет-приемные, "прямые линии" телефонной связи с руководителями следственных органов.
- Через приемные можно обратиться и непосредственно к председателю Следственного комитета РФ. Они организованы во всех территориальных и специализированных следственных органах. А можно написать в блог председателя СКР на официальном сайте ведомства или оставить сообщения в официальных группах Следственного комитета в социальных сетях - сказала Петренко.
Всего в следственных органах СК за уходящий год было получено и рассмотрено больше 171 тысячи обращений. В первой половине года из общего числа заявлений было удовлетворено 1 580 обращений.
Представитель Следственного комитета объяснила, что основные причины обращений граждан к ним это - несогласие с действиями (или бездействием) и решениями следователей, руководителей следственных органов СК при приеме, регистрации и проверках сообщений о преступлениях. На втором месте - неполнота доследственных проверок и необоснованное вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. То есть граждане считают, что проверки, по их мнению, были халатными, а в возбуждении дела им отказали зря.
По тем жалобам, с которыми в СК согласились, было отменено 52 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, два постановления - о прекращении уголовного дела, одно постановление - о приостановлении предварительного следствия.
Петренко уверяет, что нередко граждане обращаются в Следственный комитет не по "следственным" вопросам. Но и эти заявления в корзину не выбрасывают.
Как правило, в таких "не по адресу" случаях граждане обжалуют решения, принятые органами внутренних дел и прокуратуры, просят провести проверку по фактам нарушений федерального законодательства.
Зачастую поводом к обращению в Следственный комитет является непринятие другими государственными органами мер по восстановлению нарушенных прав граждан.
В таких случаях обращения направляются по подведомственности, а гражданам обязательно отвечают и разъясняют нормы законодательства.
По подсчетам Следственного комитета, только в органы прокуратуры было отправлено свыше 26 тысяч подобных обращений, еще более 30 тысяч - в другие ведомства.
В СКР подчеркивают - у них активно продолжается практика личного приема граждан сотрудниками Следственного комитета. В этом году они уже приняли около 60 тысяч граждан. А еще руководители следственных органов стали применять другой, не менее интересный способ приема желающих - это когда рядом сидит и выслушивает людей начальство органов внутренних дел, прокуратуры и органов исполнительной власти. Могут подключаться и другие чиновники, например, уполномоченный по правам ребенка, представители общественных организаций.
В качестве примера Светлана Петренко привела случай, когда руководителем Уральского следственного управления на транспорте был проведен личный прием в аэропорту Кольцово Екатеринбурга для выявления нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушных судов.
Сотрудники Дальневосточного следственного управления на транспорте систематически принимают участие в социально-профилактических акциях "Час пассажира". В этот час следственные начальники приезжают на крупные железнодорожные, морские и речные вокзалы региона и общаются с находящимися там пассажирами.