Дмитрий Валерьевич, во время работы Международной выставки "Таможенная служба-2016" представители бизнеса могли получить сертификат электронной подписи. Чем была вызвана необходимость проведения такой акции?
Дмитрий Данилин: Действительно, участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) безвозмездно получали квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, записанный на сертифицированные по требованиям безопасности информации ключевые носители. Такие сертификаты ЭП являются персональными и не могут тиражироваться владельцами для передачи третьим лицам. В то же время, они удостоверяют личность пользователя, фактически являясь его электронным паспортом, и могут применяться в государственных информационных системах - например, на портале госуслуг, сервисах ФНС и многих других. Именно поэтому для получения сертификата ЭП мы жестко требуем выполнения Федерального закона N 63 "Об электронной подписи" в части предоставления пакета документов, внимательно их проверяем и сохраняем копии.
Участники ВЭД используют электронную подпись для информационного взаимодействия с таможенными органами во множестве таможенных процедур. Основными, бесспорно, являются электронное декларирование и предоставление разнообразных форм отчетности. Это позволяет снизить риски, связанные с подделкой документов, значительно сократить время их обработки и пересылки. Именно реализация технологии электронных документов, заверенных квалифицированной электронной подписью, дает возможность предоставления таможенными органами услуг удаленно, избавляя участников ВЭД от необходимости личного присутствия при таможенном оформлении.
Естественно, для реализации электронного документооборота необходима мощная и доверенная информационная среда - ей является Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (ЕАИС ТО).
Сегодня мы пришли к тому, что все действия должностных лиц таможенных органов либо автоматизированы, либо имеют аналитическую поддержку от информационно-программных средств ЕАИС ТО. Следовательно, и все действия должностных лиц завершаются оформлением электронного документа, имеющего юридическую значимость.
Для подписания электронных документов квалифицированной электронной подписью подписывающее лицо должно иметь сертификат ЭП. Какие существуют пути его получения, насколько это сложная процедура?
Дмитрий Данилин: Представители бизнеса имеют право выбора порядка получения сертификатов ЭП. Это можно сделать в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязью России. Существует более 300 коммерческих центров, предоставляющих сертификаты ЭП на платной основе. В качестве альтернативы ФТС России предоставляет возможность безвозмездного получения сертификатов ЭП. Участнику ВЭД достаточно направить заявку с приложением копий необходимых документов и через месяц лично забрать сертификат ЭП. Подробно процесс описан на сайте Федеральной таможенной службы. С начала 2016 года таможня выдала участникам ВЭД 6300 сертификатов ЭП.
Нашей гордостью является и тот факт, что обеспечение информационной безопасности таможенных органов, в том числе реализация электронной подписи, строится исключительно на отечественных решениях.
Где применяется электронная подпись?
Дмитрий Данилин: Это и внутренний документооборот, и межведомственные электронные взаимодействия, и электронные документы, отправляемые в процессах таможенного оформления товаров, предоставления отчетности.
Кроме очевидных документов, таких как декларация на товары, сопроводительные документы, разнообразные обязательные отчеты участников ВЭД, существуют и неочевидные решения. Например, автоматическое сообщение о получении декларации на товары и присвоении ей номера - также является подписанным электронным документом. Любое сообщение инспектора с требованием представить дополнительную информацию - также электронный документ. Все электронные документы сохраняются в специальном "архиве юридически значимых документов" ЕАИС ТО и могут быть использованы, например, в процессе судебных разбирательств. В целом ЕАИС ТО использует более 60 различных видов подписанных электронных документов.
Принципиально новое направление информатизации в таможенных органах - процессы автоматизированного совершения юридически значимых действий ЕАИС ТО без участия человека. Наибольшее распространение получили технологии авторегистрации и автовыпуска товаров. Технологии также были представлены на выставке "Таможенная служба-2016". Это принципиально новая технология, когда поступившая информация анализируется автоматически, учитываются критерии риска и меры по их минимизации, а затем принимается решение о выпуске товаров в свободное обращение.
Пока это только начало пути, но уже сейчас технологии позволяют многократно ускорить процессы таможенного оформления. При этом информационная система становится полноценным субъектом юридических правоотношений, что пока тоже является непривычным и вызывает ряд вопросов на различных уровнях, по которым ФТС России проводит разъяснительную работу.
Как, на ваш взгляд, появление универсальной электронной подписи отразится на слиянии информационных баз ФТС и ФНС?
Дмитрий Данилин: Взаимодействие с ФНС России для нас является приоритетным направлением электронного межведомственного взаимодействия. Но речь идет не о слиянии баз, а об информационном взаимодействии. Мы совместно создаем единый механизм администрирования таможенных и налоговых платежей.
На самом деле таможенная и налоговая службы взаимодействуют с 2010 года, когда было заключено специальное соглашение. Сейчас мы расширяем объем и состав передаваемых данных, повышаем оперативность передачи, стремимся перейти от регламентного взаимодействия к передаче информации в режиме онлайн.
Обеспечение возможности оперативной загрузки, выгрузки и проверки первичных электронных документов информационными системами ФТС России и ФНС России станет важным фактором в объединении информационных процессов служб, подчиненных Минфину.
Например, для того чтобы выстроить единую систему категорирования компаний, которые занимаются ВЭД, будет создано единое досье плательщика пошлин и налогов. Если в деятельности участника ВЭД обнаружены нарушения таможенного законодательства, то информация попадет и в налоговые органы.
А что еще дает универсальная электронная подпись добропорядочным предпринимателям?
Дмитрий Данилин: Задача таможни - облегчить ведение бизнеса. Мы постоянно работаем над созданием практических механизмов, позволяющих создать предпринимателям равные условия для работы. Предположу, что сейчас прибыль больше у той компании, которая уклоняется от уплаты налогов и таможенных платежей или пытается уплатить только часть. Единый механизм администрирования таможенных и налоговых платежей предназначен в том числе и для предотвращения уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.