Открытому программному обеспечению дадут приоритет при госзакупках

Процесс закупки ПО госорганами хотят дополнить новым этапом. Сначала заказчик между иностранным и российским софтом должен выбрать наш, а потом между открытым и закрытым - открытый.

Такой механизм предложили авторы двух законопроектов о поддержке свободного ПО, которые находятся на рассмотрении Госдумы. Один из них вводит два новых термина: открытое и закрытое ПО. Второй определяет порядок закупок, которым должны руководствоваться госзаказчики. "Закон не запрещает госорганам закупать закрытое ПО, а рекомендует по возможности выбирать СПО. Вводится механизм поддержки для проведения тендера с участием поставщика свободного ПО", - пояснил ответственный секретарь Комиссии ГД по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров.

Причиной изменений в порядке госзакупок софта стали в том числе участившиеся случаи разрыва соглашений между ведущими западными компаниями и российскими партнерами по стратегическим проектам. В 2015 году один из таких инцидентов поставил под угрозу работу сайта госзакупок, созданного на закрытой иностранной платформе.

В мире использование СПО набирает обороты. Так, в ЕС доля правительственных учреждений, использующих СПО, составляет 79,3 процента, в Аргентине - 92, в Болгарии - 70. По словам Черногорова, в России сейчас на закупки лицензионных программ госорганы тратят до 20 миллиардов рублей. При этом доля свободного ПО составляет всего 6 процентов.

А разработчиков СПО в России очень много. К ним относятся, к примеру, разработчики продуктов Мой Офис, ALT Linux, Мобильной Системы Вооруженных Сил , Автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов и другие. В 2015 году в РФ стартовал ряд проектов использования СПО на региональном уровне. В числе регионов, которые переходят на соответствующие ИТ-решения, - Тульская и Московская области. На базе ПО с открытым кодом PostgreSQL и Unix создается электронное правительство Крыма.

Государство активно реализует политику импортозамещения ПО и поддержки отечественных разработчиков

У продуктов на открытом коде есть и минусы. В первую очередь это их обслуживание. Существуют три возможные модели обслуживания СПО-продуктов. "Первая предусматривает обслуживание компанией-производителем. Она наиболее приближена к обычной модели с проприетарным ПО, сохраняя при этом как свои преимущества (возможность соблюдения SLA), так и недостатки (привязка к одному поставщику), - рассказал технический директор "Техносерв" Валерий Никитин. - Во второй модели обслуживание ведется третьей организацией, обладающей экспертизой по внедрению и сопровождению ПО. Плюсы - оптимизация стоимости сопровождения, возможность выбора поставщика услуги. Минусы - меньшие возможности по своевременному внесению исправлений под задачи заказчика". Третий вариант подразумевает использование специалистов самого заказчика с привлечением экспертной помощи сообщества. Поэтому основной сложностью для госорганизаций является поиск и выбор подрядчика, на которого можно было бы возложить задачи качественного сервиса, поддержки и развития продукта СПО на понятных и прозрачных условиях.

Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" выступила с критикой законопроектов о приоритете СПО. Отрицательный отзыв на законопроекты также дали ассоциация "Руссофт" и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ).

Сейчас государство активно реализует политику импортозамещения ПО и поддержки отечественных разработчиков. С 1 января 2016 года минкомсвязь ведет реестр отечественного ПО. С 2017 года также установлен приоритет отечественного ПО при госзакупках, изданы директивы для компаний с госучастием по приоритетному рассмотрению российских программных продуктов. "Свободная модель не определяет страну происхождения софта, - отмечается в письме АРПП. - Открытая модель предполагает участие в разработке программистов и компаний из любых стран. Это модель распространения программного обеспечения, которую каждый производитель и правообладатель определяет сам, исходя из коммерческих интересов и приоритетной модели коммерциализации продуктов. Более того, разные версии одного и того же продукта могут распространяться по разным типам лицензий".

По мнению экспертов АРПП, законопроекты ставят целью поддерживать поставщиков программных решений вместо того, чтобы ориентироваться на развитие и разработку российских программных продуктов. И в случае принятия они могут негативно отразиться на российской отрасли программного обеспечения. "Предложенный на рассмотрение Госдумы законопроект идет в противоречие с политикой государства по импортозамещению в сфере разработки ПО. Он не дает приоритета разработчикам СПО, преимущества получат скорее поставщики, компании, которые занимаются внедрением и обслуживанием продуктов на СПО, в том числе и зарубежного происхождения, - пояснила исполнительный директор (АРПП) "Отечественный софт" Евгения Василенко. - Сейчас многие отечественные разработчики на СПО уже включены в государственный реестр, и они получают приоритет при госзакупках. Внедрение еще одного критерия избыточно и существенно утяжеляет действующий сейчас механизм ведения реестра и осуществления закупок, а также вредит отрасли, формируя искусственное разделение разработчиков".