Жители поселка обратились в ОНФ в прошлом году и написали коллективную жалобу: угольный разрез негативно влияет на экологическую ситуацию, на освещение и снабжение населенного пункта питьевой водой, а также является источником техногенного воздействия на ветхие жилые дома. По поселковым улицам громыхают большегрузные самосвалы, поднимая облака пыли и разбивая дороги. А взрывные работы, которые, по словам авторов обращения, проводятся даже в ночное время, лишают людей нормального сна. В итоге одни высказывались за ликвидацию разреза, другие - за расселение поселка с выплатой компенсаций жителям, а третьи - за поиск компромисса, поскольку разрез - это все-таки рабочие места и налоги.
В свою очередь, представители добывающего предприятия отчитались, что оно работает, соблюдая все требования законодательства, не производя взрывов по ночам, не превышая нормы выбросов загрязняющих веществ и предельно допустимого уровня шума. И вообще, как заявило руководство Новокузнецкого района, судить о реальной картине нанесения ущерба окружающей среде и населению можно будет лишь года через три, когда разрез выйдет на проектную мощность.
- Основная проблема - в нормировании и стандартизации этого вида производственной деятельности на федеральном уровне, ведь проекты под конкретные разработки готовят специализированные институты на основании установленных государственных стандартов, - подчеркнул председатель ревизионной комиссии регионального отделения ОНФ Андрей Алехин. - Поэтому необходимо выяснить, насколько организация, подготовившая проект для этого предприятия, соблюла все нормативы.
Призвав руководство разреза усилить меры защиты поселка от техногенной нагрузки, в том числе, используя более щадящие методы подрывных работ, "фронтовики" взяли ситуацию в Рассвете под контроль. А недавно, проверив, что изменилось, пришли к выводу: далеко не все рекомендации выполнены, причем не только угольщиками и местной властью, но и жителями.
Так, по словам Андрея Алехина, в созданную в поселке инициативную группу почему-то не вошли авторы обращения в ОНФ. Руководство разреза вроде бы занимается уличным освещением, но проверить, выполняются ли эти работы вовремя, нельзя: их сроки не определены. Да и власти не разработали единый проект освещения поселка.
Вместе с тем перебоев с водой больше нет: угольщики потратили больше трех миллионов рублей на строительство новой очистной станции. Правда, фронтовиков беспокоит, что ее до сих пор не передали району на баланс, не аттестовали и не выдали паспорт объекта. К тому же предстоит проверить качество воды.
Что до большегрузов, то их передвижение по территории поселка ограничено не в полной мере, и есть ли толк от установленных на улицах дорожных знаков - тоже вопрос. Ведь проверка, проведенная Госавтоинспекцией, показала, что асфальтобетонная дорога по улице Строителей "имеет повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с установленной Правилами скоростью". За это в отношении главы Загорского сельского поселения, обязанного отремонтировать дорогу, составили административный протокол.
Между тем Рассвет - не единственный в Кузбассе населенный пункт, подвергающийся техногенному воздействию в процессе угледобычи. Скажем, ОНФ контролирует ситуацию в поселках, находящихся в черте города Мыски. Там тоже проходит технологическая дорога, по которой круглосуточно движутся самосвалы. Угольная пыль толстым слоем покрывает дома и огороды.
Как уточнили в пресс-службе регионального отделения ОНФ, открывшееся в 2014 году новое угледобывающее предприятие, расположенное в двадцати километрах от города, проложило эту дорогу временно, пока не введена в эксплуатацию железнодорожная ветка. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. По иску Роспотребнадзора суд обязал угольщиков снизить уровень шума и концентрации загрязняющих веществ в зоне влияния дороги. После потока жалоб ее перенесли на сто метров дальше, установили шумопоглощающий экран и организовали полив. Однако минувшим летом эксперты констатировали: принятых мер недостаточно.
- Самое главное - создать благоприятные условия для жизни людей, - отметил Андрей Алехин. - Руководство добывающего предприятия обещало жителям, что железнодорожная ветка будет построена в течение двух лет, и общественный контроль соблюдения сроков может стать стимулом к исполнению угольщиками своих обязательств.
Кроме того, фронтовики откликнулись на обращение жителей села Таргай и других сел, относящихся к Сосновскому сельскому поселению Новокузнецкого района, которые просят не допустить разработки угольного месторождения в одном из самых живописных и экологически чистых уголков юга Кузбасса. Они опасаются, что под очередной разрез и полигон для складирования техногенных отходов будет отдана территория, где проходит трасса "Новокузнецк - Таштагол", имеющая федеральное значение. Поскольку есть информация, что угольщики, заинтересованные в разработке месторождения, ведут активную работу по выкупу сельскохозяйственных паев у местных жителей. Чтобы этого избежать, по мнению общественников, следует согласовывать выдачу лицензий на уровне региона, а также внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты.
- Это уже не первый случай, когда мы сталкиваемся с проблемой использования земель сельхозназначения и лесного фонда, перевода их в другие категории для добычи полезных ископаемых, - сообщил руководитель региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Андрей Куприянов. - Дело в том, что эти решения принимаются на федеральном уровне и зачастую не учитывают специфику конкретных территорий. Поэтому мы обратились в Федеральное агентство по недропользованию, решив привлечь внимание Роснедр к этой проблеме.