Какие проекты по реконструкции и ремонту вокзальных комплексов реализует Дирекция, и что удалось сделать в этом году?
Виталий Вотолевский: Это очень большой вопрос. Важно понимать, что многие вокзалы были построены 50-80 лет назад. Немало и таких, чей возраст превышает 100, а иногда и 120 лет. Они строились без расчета на сегодняшний пассажиропоток. За этот год мы провели капремонт и реконструкцию вокзалов в Княжпогосте, Орле, Димитровграде и Мурманске. Совсем недавно открыли вокзал Белово на Западно-Сибирской дороге. А до конца первого квартала следующего года планируем завершить капитальную реконструкцию и реставрацию Киевского вокзала.
Эти проекты абсолютно разные. К примеру, вокзал в Белово мы фактически построили заново. Землетрясение, которое случилось в 2013 году, серьезно повредило здание. Поэтому ограничиться простым ремонтом было невозможно. Новый вокзальный комплекс в 2 раза больше, он полностью отвечает требованиям безбарьерной среды для маломобильных пассажиров. Вокзал стал светлым и просторным.
Именно тезисом "Вокзал - лицо города" мы руководствовались и при реконструкции вокзала в Мурманске. Работы были завершены специально к празднованию Дня города. И сегодня этот вокзал - одно из самых красивых зданий Мурманска.
Отдельно хочу остановиться на работе по созданию безбарьерной среды на вокзалах. Этой работе мы уделяем самое пристальное внимание. Только в этом году мы выполнили мероприятия по адаптации вокзалов Оренбург, Северобайкальск, Глазов, Могоча, Киров, Минеральные Воды.
В столице вокзалы тоже меняют свое лицо?
Виталий Вотолевский: Да. Отдельно хочу остановиться на Киевском. Это один из крупнейших вокзальных комплексов. Его ежегодный пассажиропоток составляет около 37 миллионов человек. Для сравнения: средний пассажиропоток любого из аэропортов Московского авиаузла - около 25 миллионов.
Кстати, Киевский - последний вокзал, построенный в царской России, он памятник архитектуры и находится под охраной государства. Поэтому все работы мы согласовывали с Москомнаследием и другими надзорными органами. За время реставрации были воссозданы фасады и интерьеры такими, какими их видели посетители в начале прошлого столетия. Реставраторы кисточкой, до мельчайших деталей, шаг за шагом прорабатывали каждый сантиметр внутренних помещений. Это кропотливая и очень ответственная работа.
Но мы не просто воссоздали исторический облик. Изменили и многие функциональные зоны. Уже работает новый кассовый зал на цокольном этаже вокзала, попасть туда можно, не выходя на улицу. Вокзал полностью адаптирован для маломобильных пассажиров. Здесь появятся лифты и специальные подъемники. Для слабослышащих пассажиров используется технология специальных индукционных петель, которые усиливают в слуховых аппаратах голос диктора и приглушают общий шум.
На вокзале установлена современная корпоративная навигация, новые табло и указатели. До недавнего времени, чтобы перейти из одной функциональной зоны в другую, необходимо было выходить на улицу. Теперь перемещение осуществляется по принципу "сухие ноги". Киевский вокзал стал полноценным современным транспортно-пересадочным узлом.
Используете ли вы в работе современные технологии? Есть ли собственные разработки?
Виталий Вотолевский: Да, конечно. К примеру, за последние несколько лет на Ленинградском, Киевском, Ярославском и других вокзалах мы "с нуля" построили несколько платформ протяженностью более 600 метров. Они предназначены для приема современных поездов, в том числе двухсоставных. Перед этим велась работа по выбору технологий. Была поставлена задача: для строительства платформ на вокзалах с большим пассажиропотоком создать унифицированное решение, что позволит, во-первых, сократить сроки проектирования и строительства, а во-вторых, серьезно уменьшить стоимость проекта. Такое решение было найдено. Мы создали новый собственный стандарт пассажирской платформы, благодаря чему за прошлый год сэкономили более 20 процентов финансовых средств, а срок службы новых платформ составляет более 50 лет.
Свой стандарт мы ввели и в сфере энергоснабжения. При обогреве вокзалов стали использовать блочные индивидуальные тепловые пункты. Они обеспечивают автономность. Но главное - вложения в блочные тепловые пункты окупаются за 5 лет. Поиск подобных решений мы продолжим и в следующие годы.
А может ли пассажир чувствовать себя на вокзале в безопасности? Что для этого делается?
Виталий Вотолевский: Для нас работа по повышению уровня безопасности носит особо важный и системный характер. Оснащаем вокзалы досмотровым оборудованием, камерами видеонаблюдения. В ряде крупных городов своими силами обеспечиваем входной контроль. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" создаются специализированные подразделения для проведения досмотра на вокзалах. Говоря о безопасности, важно понимать, что речь идет не только о внешних угрозах, но и бытовом криминале. Согласитесь, тот же Казанский вокзал еще пять-шесть лет назад оставлял желать лучшего. Сегодня пребывание на любом вокзале безопасно и комфортно для наших гостей.