В начале этого года руководство МЧС России приняло приказ №35. В нем по сути разрешалась установка на соцобъектах страны коммерческих систем передачи сигнала о пожаре. Но при этом в приказе прописывалась необходимость разработки новых технических требований для таких систем.
Однако недобросовестные участники рынка противопожарных услуг не стали ждать, пока МЧС разработает эти технические требования. Увидев для себя лазейку, они немедленно начали торить тропинки к региональным чиновникам и территориальным органам МЧС с заманчивыми предложениями. Так и сложилась нынешняя ситуация, при которой на соцобъектах стали появляться "левые" системы передачи сигнала о пожаре. Еще одним важнейшим обстоятельством, которое поспособствовало столь ненормальной ситуации, стало то, что из-под госконтроля оказалась выведена система обязательной сертификации продукции, влияющей на безопасность государства. Это породило создание многочисленных коммерческих органов по сертификации, которые просто торгуют обязательными сертификатами соответствия.
Причем, для региональных чиновников не стала сигналом и трагедия в Воронежской области. В декабре прошлого года резонансный пожар в психоневрологическом диспансере унес жизни 23 людей. И это при том, что пожарная часть находилась всего в 700 метрах от соцобъекта. Когда стали разбираться, почему пожарные машины прибыли столь поздно на пожар, выяснилось, что все без исключения пульты были удалены из пожарных частей области и находились в коммерческих структурах. В результате сигнал о пожаре поступил на оборудование транслирующей организации, а не в подразделение пожарной охраны. Диспетчер, получив сигнал, счел его ложным срабатыванием и не вызвал пожарных.
Подобная ситуация теперь может повториться и в Самарской области. В области объекты с круглосуточным пребыванием людей, школы и больницы начали подключать к некой системе "Протон". При этом, по каким-то причинам "позабыв" о том, что госиспытания система не прошла и на снабжение в МЧС официально не принята.
15 июля этого года за подписью одного из заместителей министра МЧС России во все территориальные подразделения, включая и Самарскую область, было направлено письмо № 43-3025-33, в котором было сказано: "Для выделения радиочастот в целях функционирования оборудования по передаче данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе высотных зданиях, необходимо получение письменного разрешения на основании заявок, направленных в штабы военных округов Минобороны. К заявке должны прилагаться сертификаты на планируемую к использованию систему, свидетельствующие о том, что она сертифицирована в установленном действующим законодательстве порядке. Не сертифицированные системы использовать запрещается…".
Но в Самарской области это разъяснение руководства МЧС проигнорировали. Справедливости ради, надо отметить, что не во всех регионах что хотят, то и воротят. Есть примеры и ответственного отношения. Например, вот что написал главам муниципальных образований в разъяснительном письме начальник ГУ МЧС по Пермскому краю, генерал-майор О.Попов: "В соответствии с приказом МЧС России от 29.01.2016 года №35, изменения к техническим требованиям для беспроводной передачи информации о возникновении пожара и ЧС природного и техногенного характера не поступали. Одновременно сообщаю, что данный приказ... не отменяет существующих требований законодательства к радиоканальным системам передачи извещений, в том числе проведения госиспытаний".
Если об этих нюансах знают в Пермском крае, то наверняка должны знать и в других. Не могут не знать, что системе "Протон" радиочастотный спектр не выделялся и выделен быть не мог, так как она не относится к специализированной противопожарной технике и не имеет кода по Общероссийскому классификатору продукции ОК 0005-936 80 2400 8 "Оборудование противопожарное специализированное для ведения аварийно-спасательных работ", т.е. запрещена к использованию. И подобная ситуация не только в Самаре. В Крыму, Питере и некоторых других регионах активно внедряется система "ЦАСПИ", которая не только не прошла госиспытания, но и не имеет вообще никакого, даже "левого" сертификата.
Это - серьезные нарушения, поскольку в системе МЧС существуют очень жесткие требования к подобным системам, что неудивительно, ведь на кону-то в конечном итоге жизни людей. Действия в этой сфере регламентирует ГОСТ и федеральный закон № 123 ФЗ. В 2009 году Минобороны РФ выделило специальный закрытый радиоканал для нужд передачи тревожного сигнала. Само оборудование, на котором строится сеть радиосвязи относится к категории "Вооружение и военная техника", имеет соответствующий код и принято на снабжение установленным в МЧС порядком. Любое другое оборудование может быть установлено в этой системе радиосвязи, если оно таким же образом поставлено на снабжение МЧС. Никаких других способов применения оборудования внешних по отношению к МЧС владельцев и пользователей невозможно. Кроме того, согласно ст. 16 п. 1 закона ФЗ N 126 "О связи" сети специального назначения не могут использоваться для возмездного оказания услуг. То есть, при всем желании, региональные начальники не имеют право просто взять и демонтировать одну систему, а на ее место поставить другую по своему усмотрению.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"