"Поезд в Пусан" стал самым кассовым блокбастером в истории Южной Кореи

Биржевой брокер, только что с выгодой для себя, но с губительными последствиями для экономики продавший крупный пакет акций, после долгих уговоров соглашается отвезти дочь в день ее рождения из Сеула в Пусан к матери. По пути на вокзал они слышат вой сирен и видят несколько пожарных машин, которые несутся куда-то на всей скорости. На вокзале, однако, все спокойно - лишь в последний момент в поезд вскакивает странная женщина с глазами без зрачков и вздувшимися по телу венами. Через несколько минут она умирает, но тут же оживает и впивается зубами в пытающуюся оказать ей помощь проводницу.

Спустя считаные мгновения покусанными и инфицированными будет большая часть пассажиров поезда, а оставшиеся в живых - брокер с дочерью, исполинских размеров мужчина с глубоко беременной женой, бездомный средних лет, воротила бизнеса, проводник и еще пара десятков человек - смогут укрыться в одном из вагонов. Скоро выяснится, что зомби-апокалипсис охватил всю страну, и поезд несется в Пусан без всяких гарантий, что там выживших не ждут полчища живых мертвецов.

Ключевые слова "южнокорейское кино" и "постапокалипсис в поезде" могут заставить зрителя, даже поверхностно знакомого с азиатским кинематографом, вспомнить эффектный триллер "Сквозь снег", который в 2013-м снял один из главных корейских режиссеров наших дней Пон Чжун Хо. Но при том что у этих картин немало общего, они представляют собой пример братьев-антагонистов. Пон Чжун Хо делал сложноустроенное кино, где несущийся по обледеневшей планете состав представлял метафору человеческого общества - с его социальной несправедливостью и делением на классы.

"Поезд в Пусан" стал самым кассовым блокбастером в истории страны

В хвосте состава ехали социальные низы, которых фашистская диктатура кормила белковой биомассой из переработанных жуков и при каждом удобном случае напоминала об их месте с помощью системы жестоких наказаний. Начинается кровавая революция с постепенным продвижением униженных и оскорбленных к паровозу, и "Сквозь снег" только поначалу кажется бодрым левацким гимном этой революции, которая установит справедливость. В финале фильма - умный сюжетный поворот, ставящий все с ног на голову. Оказывается, что система сама запланировала кровавый бунт, чтобы отрегулировать численность расплодившихся пассажиров. И что - тут Пон Чжун Хо ненароком передает привет Шварцу - победа над драконом означает превращение в него.

До такого амбивалентного посыла "Поезд в Пусан" не доходит. Это кино не менее эффектное во всем, что касается жанровой составляющей. Но его месседж более прямолинеен. И если создатели "Сквозь снег" к революционному левому пафосу относились с явным скепсисом, то дебютирующий в большом кино режиссер Ен Сан Хо (до "Поезда в Пусан" он занимался анимацией, и не без успеха) этим пафосом явно очарован. Отрицательные персонажи здесь те, у кого есть солидный банковский счет и власть.

Причины зомби-апокалипсиса тут прямо не называются, но по репликам можно понять, что виноваты в нем именно "акулы капитализма", которые ради наживы готовы пожертвовать интересами и безопасностью общества. Режиссер настойчиво проговаривает магистральную мысль произведения - выжить и победить можно, только сплотившись и забыв об эгоистичных устремлениях. Помогает проиллюстрировать посыл почти карикатурный злодей - бизнесмен со связями, буквально готовый идти по трупам, чтобы остаться в живых.

Нашествие зомби - разумеется, социальная метафора вырвавшегося народного гнева, который сметает все на своем пути. И тут самое время сказать, что "Поезд в Пусан" в родной Корее побил все рекорды, став самым кассовым блокбастером в истории страны. Его сборы составили больше 80 млн. долларов. Доходчивый политический подтекст "Поезда в Пусан" оказался ко двору. Это ровно тот случай, когда лучшее время для выпуска фильма в прокат не придумать. В Южной Корее, если кто вдруг не знает, в разгаре политический скандал, в ходе которого выяснилось, что вместо недавно избранного президента страной правит не пойми кто. Многомиллионные демонстрации в Сеуле и других городах привели к разговорам об импичменте. И это та самая победа идеи необходимости коллективных действий, которая так мила создателям картины.

Впрочем, не нужно быть рассерженным корейцем, чтобы получить удовольствие от картины. Да, персонажи тут несут сугубо утилитарную функцию и представляют набор социальных типажей. Да, порой сюжет движется только благодаря волюнтаризму сценаристов. Попробуйте, например, задаться вопросом, за каким дьяволом в середине фильма одна группа выживших пассажиров так рвется к воссоединению с другой. Но по итогам ничто не мешает признать эту конструкцию отменно работающим остросюжетным механизмом, заскучать во время взаимодействия с которым невозможно.

"Поезд в Пусан" идет два часа - и это, пожалуй, самые быстролетные два часа киносеанса в 2016 году.