До введения "Магистрали" центр города переполняли несуразицы: например, по Тверской можно было доехать до Кремля, до Большого театра и Лубянки за 3-5 минут, а обратно, хоть там всего 800 метров, только за полчаса по пробкам - четыре с половиной километра вокруг Кремля, что гораздо медленнее, чем идти обратно пешком. Все из-за того, что движение здесь уже много лет было односторонним. Троллейбусы по Тверской (где движение двухстороннее) шли наполненными, а дальше - пустые, никому не нужен был "односторонний" сервис без возможности быстро приехать назад.
Долгое время невозможно было ни на чем добраться до консерватории в самом центре на Большой Никитской - тут транспорт просто не ходил, только пешком. То же с Петровкой - вроде в центре улица, а от всех станций метро далеко. После того как закрыли возможность прямого пересечения троллейбусом Садового кольца около Баррикадной улицы, оказались разорваны маршруты, связывавшие Пресню с центром и Большой Никитской. Похожая история на Долгоруковской - из-за отсутствия прямого проезда троллейбусы отправлялись в долгие 15-минутные объезды по пробкам там, где напрямую можно было бы проехать за 1 минуту.
В результате наземный транспорт в центре как бы существовал, но передвижение пешком даже на 1-2 километра во многих случаях оказывалось быстрее из-за объездов и кружных трасс. И несмотря на то что через центр проходят все линии подземки, кроме Кольцевой, в пределах Садового кольца полно труднодоступных адресов, до которых пешком от метро минут двадцать, а то и все полчаса.
После запуска "Магистрали" картина кардинально поменялась, став логичной - прямой, двухсторонней и эффективной. Автобусов и троллейбусов стало почти в два раза больше, ходят они соответственно тоже в два раза чаще, и сеть пронизывает весь центр. Удалось этого достичь благодаря реорганизации движения: открыты шесть новых участков выделенных полос, основные - на Театральном проезде и Моховой, обеспечившие движение общественного транспорта в обе стороны. Теперь можно и с Лубянки доехать "верхом" до мэрии, и с Тверской на Ленинский - раньше можно было только в обратную сторону. Появились и два прокола через Садовое - как раз в районе Баррикадной и Долгоруковской.
Правда, это еще не все - дополнительные участки выделенных полос, как говоря в дептрансе, заработают в будущем году. Где они будут, пока не разглашается, но выделенки не хватает, например, у улицы Серафимовича, где заканчивается новый отрезок, а старый еще не начался, на Лубянском проезде, где сходятся и в течение всего дня простаивают почти все маршруты новой сети, или на Тверской, где в сторону области с четырех-пяти часов начинается пробка, и в ней застревает общественный транспорт, сбивая график.
По словам Алины Бисембаевой, замруководителя департамента транспорта Москвы, в частности продумываются решения по расшивке узких мест, в проблемных точках либо добавят выделенок, либо реорганизуют схему движения.
Помимо ввода выделенных полос в центре теперь есть разделение маршрутов - их три вида: магистральные, районные и социальные.
Магистральные, прямолинейные, идут с десяти вылетных магистралей в центр. Большинство из них заканчивается на Лубянке, на Славянской площади, но некоторые, пройдя через центр, уезжают на другой конец города. Например, это М6, который идет с Нагорного бульвара через Моховую, Большую Никитскую на Баррикадную. Все "магистральные" имеют в нумерации букву "М", в первую очередь это обозначает то, что они ходят очень часто - каждые пять-десять минут. То есть можно не бояться упустить свой автобус - за ним точно вскоре придет другой, так же, как поезда в метро. Это маршруты общегородского масштаба для поездок между районами всего города, в том числе из срединной зоны города в центр и через центр.
Районные маршруты более короткие: они соединяют соседние районы центра с прилегающими станциями метро и между собой. На них легко добраться до магистрального маршрута или до какого-то конкретного ближайшего района. Они ходят пореже магистральных: раз в 15-20 минут. Самые редкие маршруты - социальные, они имеют петляющие неторопливые трассы, чтобы без пересадок соединить все социальные учреждения района для тех, кому отсутствие пересадок и подвоз "прямо к двери" гораздо важнее скорости. Эти маршруты ходят раз в 30 или 60 минут строго по тактовому расписанию (время отправления повторяется каждый час в течение всего дня).
По словам Александра Морозова, сопредседателя общественного движения "Город и транспорт", градация хороша тем, что пассажиру сразу понятно, какие из маршрутов основные и работают по такому же принципу как "метро" - для дальних поездок, а какие - внутрирайонные. Как на схемах для автомобилистов выделены вылетные магистрали и мелкие переулки толщиной линий, так и главные маршруты сразу же заметны на схемах для пассажира.
В общей сложности, по данным Мосгортранса, за месяц работы "Магистрали" автобусы в центре перевезли 11 миллионов человек. "Ежедневно оптимизированными маршрутами пользуются 450 тысяч пассажиров, - говорит руководитель компании-перевозчика Евгений Михайлов. - Это на 15 процентов больше, чем до изменений".
Город установил 24 новых остановки, в том числе половину из них там, где не было никакого общественного транспорта. Поездки стали на 30-40 процентов быстрее, по Кремлевскому кольцу стало передвигаться быстрее на 30-40 мин. Средний интервал ожидания наземного транспорта в центре Москвы сократился с 16 до 8 минут, на сорок процентов увеличилось количество транспорта, на 43 процента ожидается увеличение пассажиропотока в центре Москвы, сейчас уже популярность маршрутов выросла на 47 процентов.
Завершение внедрения "Магистрали" запланировано на 2017 год.