Севастополь отказался взимать курортный сбор с туристов

В Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Севастополе планируется в качестве эксперимента ввести курортный сбор, средства от которого пойдут на модернизацию туристической инфраструктуры. Для этого до 1 марта 2017 года предстоит внести изменения в законодательство. Пока проект закона только обсуждается, но власти Севастополя уже решили, что участие в эксперименте принимать не будут.

До 150 рублей в сутки

Проект федерального закона подготовило Министерство РФ по делам Северного Кавказа, и теперь его обсуждают в регионах, которые станут участниками эксперимента.

- Максимальная ставка курортного сбора определена - 150 рублей с человека за один день проживания, - сообщила директор департамента инвестпроектов министерства Ольга Рухуллаева. - Оплачивать его будут приезжие, которые находятся в регионе эксперимента более 24 часов, а также прибывшие на отдых по путевкам и курсовкам.

Платить отдыхающие должны будут за пользование курортной инфраструктурой, которая давно нуждается в модернизации, а средств на это в местных бюджетах нет.

Найти собирателя

Авторы законопроекта предлагают несколько вариантов администрирования сбора. Курортные регионы, которым будут переданы эти функции, заинтересованы собрать в свои бюджеты как можно больше денег, однако взимать сбор должны будут предприниматели, которые оказывают услуги размещения туристов. Если вспомнить, что в Крыму этот сектор на 80 процентов работает в "тени", очевидно, что собирать никто не будет. У Крыма уже был негативный опыт в украинский период, когда предпринимателей и физлиц обязывали выступать налоговыми агентами при уплате туристского сбора.

- Поэтому самая эффективная система администрирования у ФНС, - считает зампредседателя Совмина РК Виталий Нахлупин. - Во всех остальных случаях затраты будут больше прибыли от сбора.

Но есть одно но - в этом случае сбор должен стать налогом и поступать в общий котел доходов муниципального образования.

- Если это произойдет, то сумма курортного сбора будет считаться нашими доходами и вычитаться из субсидии выравнивания, - говорит глава администрации Евпатории Андрей Филонов. - То есть сбор не будет дополнительным целевым доходом, который мы сможем пустить на благоустройство курортных территорий, а уйдет в общую корзину. Значит, будет нивелирована сама идея сбора.

Выследить туриста

Не менее важный вопрос, как посчитать туристов и убедиться, что все они оплатили сбор. Минэкономразвития РК предложило создать информационную систему, которая будет идентифицировать отдыхающих, собирать сведения о въехавших туристах и вести единый реестр оплативших курортный сбор.

По задумке минэкономики РК, оплатить сбор можно будет не только при покупке билетов и в платежных терминалах в Крыму, а также бонусами.

- Банки внедряют систему, в которой бонусы начисляются в денежной форме, в том числе на платежные карты, - продолжает она. - У нас есть статистические данные, что турист за время пребывания в Крыму аккумулирует около 800 рублей бонусных средств. Думаю, сбор будет вызывать гораздо меньше раздражения у туриста, если ему дадут возможность платить не из своего кармана, а за счет бонусов, начисленных за время пребывания в РК.

- Крым является уникальным регионом, в котором в силу географических преимуществ можно без труда контролировать потоки туристов, поскольку у нас только три точки пересечения своих границ: с Украиной, в порту Керчь и аэропорту Симферополь, - говорит заместитель министра экономразвития РК Наталья Чабан. - Это дает уникальный шанс воспользоваться вариантом отслеживания туристов с помощью информационных баз данных, которые уже существуют при продаже билетов, а также в момент перехода границы и на паромной переправе.

Предложения, конечно, занятные, но, во-первых, никакой гарантии, что контролеры не запутаются в базе данных, учитывая, что есть льготы федеральные, а есть региональные. Во-вторых, туристов наверняка расстроит такое недружественное отношение. И в-третьих, как справедливо отметил глава РК Сергей Аксенов, если взимать курортный сбор будут аэропорт Симферополь, паромная переправа и транспортная дирекция, непонятно, как дальше определить, сколько туристов в какой город поехали и какую сумму перечислить тому или иному курортному региону? В-четвертых, как отделить туристов от командировочных? Впрочем, тут минэкономразвития РК предлагает стандартный подход: раздать командировочным удостоверения, которые в России совсем недавно отменили.

А Севастополь против

Пока в Крыму идет активное обсуждение нюансов взимания курортного сбора, обнаружилось, что власти Севастополя вообще хотят выйти из эксперимента.

Главный аргумент бизнеса - собирать курортный сбор с отдыхающих придется тем, кто легально работает, что увеличит стоимость их услуг. Соответственно, они будут проигрывать своим теневым конкурентам. По информации заместителя губернатора Севастополя Юрия Кривова, в городе соотношение между легальными и нелегальными объектами размещения составляет примерно один к пяти.

- Учитывая, что отношения с бизнесом для нас очень важны (у нас в 2017 году состоятся первые всеобщие выборы губернатора), то позиция губернатора такова: мы просим не включать нас в пилотный проект, - резюмировал он. - Сейчас у нас нет ни одного санатория и всего 120 легальных объектов размещения. За два года мы рассчитываем вывести из "тени" туристический сектор, тогда можно будет вводить сбор.

Депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик считает, что курортный сбор стоит ввести, а средства направить на уборку города.

- Курортный сбор - один из налогов, которые могут вводить субъекты. В летний период население Севастополя значительно увеличивается, в результате возрастает количество мусора, нагрузка на сети и так далее. Средства, полученные от курортного сбора, можно направить на содержание улиц, благоустройство, - считает Дмитрий Белик. - Это ведь не сумасшедшие деньги, если каждый турист один раз заплатит 100 рублей. Считаю, что появление курортного сбора - нормальная практика. А вводить или не вводить его, будут решать правительство и Законодательное собрание Севастополя.

Отказ Севастополя от участия в эксперименте ставит под угрозу проведение его на территории всего полуострова, ведь туристы прибывают в Севастополь через аэропорт Симферополь и Керченскую паромную переправу.

- Но я не вижу, как нам разделить туристов, которые приезжают в Симферополь, - недоумевает Сергей Аксенов. - Допрашивать их что ли, куда они едут? Не понимаю логики руководства Севастополя. Если оно против введения курортного сбора, нам вообще нужно отказаться от него, потому что мы не разделим поток туристов на Крым и Севастополь.

Комментарии

Сергей Стрельбицкий, министр курортов и туризма РК:

- В мире более популярна посуточная оплата курортного сбора, но ее применяют в основном страны, где теневой сектор в туристической сфере минимальный. Исходя из крымского опыта, мы склоняемся к тому, чтобы сбор был разовым. Кроме того, когда мы берем разовый платеж, то даем возможность туристам дольше задержаться на курорте. Чем больше турист пребывает в том или ином регионе, тем больше он оставит денег, которые в конечном итоге поступят в бюджет. Также мы предлагаем вводить сбор не на весь календарный год, а только на купальный сезон, чтобы стимулировать туристов приезжать в Крым в межсезонье.

Христофор Константиниди, министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края:

- Мы планируем сделать возможной оплату курортного сбора через платежные терминалы, с помощью СМС и онлайн-сервиса, но мы категорически против контроля за туристами. Нужно сделать сбор заявительным, как за рубежом. У нас, конечно, доля заявителей будет не такая большая, по крайней мере, в первые годы, но уплата этого сбора должна быть добровольной. Затраты на установку барьеров на въездах в Крым и информационные ресурсы повлекут за собой колоссальные расходы. Сбор их не окупит.

Справка "РГ"

Впервые курортный сбор в Крыму был введен еще в 1993 году. Предельный размер его составлял 10 процентов необлагаемого налогом минимума дохода граждан (6,12 рубля). От уплаты курортного сбора освобождали отдыхающих, прибывших по путевкам в санатории и дома отдыха, то есть рассчитан он был на неорганизованных туристов. Однако поступления были минимальные, и в 2003 году в Крыму ввели сбор на развитие рекреационного комплекса, это был разовый платеж, размер которого увеличили до 18,3 рублей с человека и 36,3 рубля с автомобиля. В 2007 году он был отменен и введен туристический сбор в размере от 0,5 до одного процента стоимости всего периода проживания. Администрированием его занимались операторы на муниципальном уровне, по своему усмотрению увеличивая его на стоимость расходов на собственное содержание. В результате сбор оказался неэффективным.