За два последних года на столичном элитном рынке появилось сразу пять новых жилых комплексов, полностью готовых к новоселью. Всего с 2009 года на рынок в высокобюджетном сегменте, по данным Knight Frank, было выведено 15 комплексов с отделкой, однако в процессе реализации в части объектов девелоперы совсем отказались от отделки.
По словам экспертов, в сегменте элитной недвижимости апартаменты с отделкой сдают всего три девелоперские компании. Причем они сдают "под ключ" не отдельные квартиры, а полностью жилые комплексы.
Так, у Vesper один из первых проектов дома "под ключ" был сдан практически в самом центре Москвы на Никольской улице. В это время только формировался спрос на квартиры, в которые можно въехать и сразу жить, не думая о ремонте. Причем, как рассказала журналистам коммерческий директор Vesper Наталья Шичанина, изначально этот дом предполагался для временного проживания, в основном для гостей столицы. Но в итоге, по ее словам, на Никольской улице обосновалось много семейных пар, которым пришлись по душе апартаменты.
Девелоперы строящихся элитных жилых комплексов уверяют, что они не зарабатывают на отделке. Как рассказал директор по городской и загородной недвижимости Knight Frank Алексей Трещев, средняя цена предложения с отделкой составляет 664 тысячи рублей за квадратный метр, а диапазон цен в комплексах с отделкой варьируется от 450 тысяч до 2,1 миллиона рублей за квадратный метр. Отделка от девелопера позволяет покупателю сэкономить на ремонте квартиры до 30 процентов, подсчитали эксперты. Наталья Шичанина объясняет это тем, что девелопер не зарабатывает на отделке, оптовые закупки материалов позволяют получить дисконт. Да и работа мастера, когда он работает сразу на всем проекте, обходится дешевле, чем его индивидуальные услуги. В итоге цена отделки для девелопера составляет от 1 до 4 тысяч долларов за квадратный метр.
Сегодня на столичном рынке недвижимости половина лотов с отделкой стоит менее 50 миллионов рублей. Большая часть представлена предложением в комплексах "Око", "Резиденция Тверская" и "Современник". Предложение в бюджете 100-200 миллионов рублей сформировано квартирами и апартаментами жилых комплексов "Bunin", "Око" и "Резиденция Тверская".
Наталья Шичанина рассказала журналистам, что ее компания не стремится делать дизайн жилых помещений, а просто предлагает высококлассную базовую отделку. А уже собственники по своему желанию легко могут преобразить интерьер своей квартиры так, что она не будет выглядеть "близнецом" с соседскими апартаментами.
Интерес покупателя, выбравшего апартаменты с отделкой, очевиден: соседи не шумят дрелью за стенкой, лестничные площадки и лифты по два года не спрятаны в картон, а сразу при въезде блестят чистотой. Дом с финишной отделкой экономит время и силы на дизайн и ремонт, а порой и сохраняет покой и здоровье в семье. Ведь не секрет, что некоторые жены рвутся в бой, стремясь по своему вкусу обустроить семейное гнездышко. И не всегда их порыв разделяют домочадцы, особенно когда на "поиски прекрасного" уходят годы.
А что движет девелоперами, которые решают сдавать квартиры с отделкой? Наталья Шичанина говорит, что таким образом расширяется целевая аудитория, подключаются инвестиционные покупки, привлекаются региональные покупатели, для которых проблематично заниматься ремонтом квартиры на расстоянии. Да и для так называемых "людей мира", постоянно путешествующих по всему свету, это наиболее подходящий вариант. Хотя, как показывает статистика Knight Frank, от 60 до 80 процентов покупок элитного жилья с отделкой - для семейных пар.
Однако далеко не все проекты высокобюджетной недвижимости квартир с отделкой "выстреливают", некоторые оказались мало востребованы покупателями. Одна из причин такой ситуации, по мнению аналитиков, как это ни парадоксально, заключается в том, что для их реализации часто привлекались дизайнеры с мировыми именами. В итоге цена за такие апартаменты взлетала до небес, и не каждый потенциальный собственник разделял дизайнерские изыски. Со временем более востребованным стал формат качественной дорогой отделки, когда покупатель доделывает интерьер самостоятельно, под себя, чтобы не чувствовать себя как в дорогой гостинице.
В сегменте квартир и апартаментов с отделкой в объектах бизнес- и премиум-класса, экспонируемых в Москве, сегодня картина не столь однозначная. Что касается покупательского спроса на квартиры с отделкой бизнес- и премиум-класса, то ситуация с предпочтениями покупателей далеко не однозначна. Так, по недавно проведенным компанией ColliersInternational исследованиям предпочтений покупателей бизнес- и премиум-класса, 44 процента покупателей предпочитают осуществить отделочные работы сами в соответствии с их собственными вкусами, 15 процентов - готовы приобрести квартиру в состоянии "под чистовую" отделку и на этом этапе пригласить дизайнера. И только 6 процентов согласны осуществить покупку квартиры, отделанной "под ключ", если им предварительно предложат несколько вариантов дизайнерской отделки.
В ColliersInternational отмечают, что сегодня доля предложения с отделкой в бизнес-классе составляет 12 процентов, премиум-классе - 41 процент. "При этом надо понимать, что эти цифры в большей степени относятся к объекту в целом, нежели к, допустим, дизайнерской отделке непосредственно самих квартир, пояснил "РГ" партнер ColliersInternational Владимир Сергунин. - Что касается экспозиции квартир и апартаментов в состоянии "под чистовую отделку", то, по нашим данным, в третьем квартале 2016 года доля лотов бизнес-класса с такой отделкой выросла с 8,5 до 9,1 процента. Сейчас на рынке новостроек бизнес-класса "под чистовую отделку" можно было приобрести лоты, например, в ЖК "Прайм Тайм". Также новое предложение апартаментов с отделкой в третьем квартале этого года было представлено в квартале ONLY. Также квартиры и апартаменты с отделкой экспонировались в таких проектах, как MatchPoint, "ВТБ Арена Парк", "Дыхание". Кроме того, в премиум-классе сейчас около 11 процентов квартир и апартаментов возможно приобрести в состоянии "под чистовую отделку".
Эта тенденция актуальна для всех сегментов недвижимости, и сегодня пользуется небывалым интересом у различных категорий покупателей мегаполиса, так как это быстро, выгодно, удобно. Так, жилой комплекс бизнес-класса "Новая Звезда" предоставляет покупателям возможность выбора различных пространственных и цветовых дизайнерских решений в двух популярных стилях - "скандинавский" и "прованс", которые формируют гармоничное пространство. Светлые и деликатные оттенки этих стилей визуально расширяют пространство и объединяют людей со схожими вкусами. Сейчас здесь полным ходом идут отделочные работы, чтобы в самое ближайшее время ЖК смог принять первых жителей.
Существует и такая тенденция, когда компания приобретает квартиры на вторичном рынке в домах с хорошей премиальной локацией и интересной знаковой для Москвы историей, ее последующую отделку де люкс или несколько попроще и последующую продажу. "Эта услуга востребована, но она остается достаточно нишевой, считает Владимир Сергунин.
Эксперт уверен, что с точки зрения девелоперских настроений, скорее всего, это вынужденная тенденция. В настоящий момент рынок хотя и активен с точки зрения спроса, но все же он довольно сильно перенасыщен и будет продолжать насыщаться. Соответственно, все больше и больше проектов будет выходить в высокой стадии готовности с отделкой и различными дополнительными опциями.