Челябинский бизнес предложил не продавать недра без земли

Недропользователи Южного Урала предлагают внести поправки в федеральное законодательство о земле и в закон "О недрах". По их мнению, существующая система оформления лицензий на добычу полезных ископаемых создает трудности добросовестному бизнесу и способствует спекуляции правами со стороны землевладельцев, а в результате лишает регион дополнительных доходов бюджета.

Недра - мои, земля - соседа

По словам представителей бизнес-сообщества, основная проблема - это раздельная продажа лицензии на добычу полезных ископаемых и прав на земельный участок, под которым, собственно, и находится месторождение. Зачастую до торгов на право его разработки земля уже находится в чьей-то собственности - физических или юридических лиц, с которыми впоследствии держателю лицензии приходится договариваться, что существенно затягивает сроки реализации проекта, да и влетает в копеечку. "Российская газета" ранее уже писала о такой тенденции на Южном Урале: как только появляется информация о грядущей разработке месторождения, тут же начинается спекуляция земельными участками в этом районе ("Царь горы", "Экономика Уральского округа" от 2 декабря 2015 года). За год ситуация не изменилась.

- Я считаю, что разделять права на недра и на земельный участок нельзя, - говорит юрист добывающей компании Наталья Убей-волк. - Если это новое месторождение, недропользователю предстоит проложить дороги, выделить место под хвостохранилище, возвести необходимые постройки. Зачастую часть этой инфраструктуры выходит за границы участка. Приходится договариваться с собственниками земель. Далее - расширение месторождения и новые переговоры.

По словам юриста, порой доходит до абсурда: продаются лицензии на такие участки, где добыча полезных ископаемых вообще запрещена - территории поселков или земли лесного фонда.

Бессрочное ходатайство

Проблему обостряет отсутствие четкого механизма регулирования отношений между владельцем участка и недропользователем. В 2015 году введена глава 7.1 в Земельный кодекс, позволяющая изъять участок у собственника для освоения недр. Определен орган, уполномоченный решать этот вопрос, - правительство субъекта РФ. Держатель лицензии должен обратиться туда с ходатайством, а также провести кадастровые работы, оценку изымаемых земельных участков и переговоры с землевладельцем. Его забота - подготовить проект соглашения об изъятии и направить собственнику участка. А вот подпишет ли тот бумагу - еще вопрос. Во всяком случае, бизнес такой вариант решения проблемы оценивает скептически.

- Да, недропользователь может подать ходатайство, уполномоченный орган предложит владельцу земли передать ему участок в течение года. Но арендатор (собственник) начнет тянуть время, а затем откажется в добровольном порядке исполнять обязательства. Тогда уполномоченный орган подаст в суд. А владелец земли возведет на участке строение, оформит его. И так далее - спорить можно очень долго, - говорит бизнесмен Александр Туник. - При этом, заметим, недропользователь уже заплатил за лицензию, а значит, готовит проектную документацию, несет другие обязательные расходы. Все это может вылиться в сумму порядка 10 миллионов рублей, которые в итоге "зависнут" на неопределенный срок.

Подстроиться под закон

Наиболее дальновидные предприниматели идут от обратного: сначала получают права на землю и только после этого подают заявку на аукцион по правам на пользование недрами.

- Если лицензию на добычу за это время получит другая компания, теоретически мы можем, конечно, участок продать. Но нам нужны не деньги, а месторождение. Поэтому будем пытаться договориться о совместной его разработке, - говорит Александр Туник.

- Думаю, ситуаций, когда люди сначала идут за лицензией на право добычи, будет все меньше. Все же понимают: что толку от лицензии без прав на земельный участок? Сегодня зарабатывает тот, кто является собственником земли, - подтверждает председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска Сергей Чигинцев. - Да, существует возможность спекуляции. Но, если потенциальный покупатель имеет формальное право выкупить участок, я не могу ему отказать: меня прокуратура привлечет к ответственности. Существует исчерпывающий список оснований для отказа, и такого пункта, как наличие под поверхностным слоем земли недр, в нем нет.

Чиновники обязаны просто исполнять закон: объявляя аукцион на право пользования недрами, они вообще не рассматривают, в чьей собственности находится земельный участок

Что касается создания при этом дискриминационных условий для других участников торгов, чиновники ничего внятного ответить не могут: они обязаны исполнять закон. Об этом же говорят представители областного министерства имущества и природных ресурсов: объявляя аукцион на право пользования недрами, ведомство вообще не рассматривает, в чьей собственности находится земельный участок.

Лазейка для рейдеров

Между тем на Южном Урале немало желающих использовать "слепые зоны" в законодательстве в своих интересах. Свежий пример, связанный с разработкой Полетаевского месторождения строительного камня, привел адвокат Евгений Чуркин. Добывающее предприятие работало здесь с 2010 года, имея договор аренды земельного участка до 2058 года. В конце 2014-го руководитель этого предприятия переуступил право аренды другому юрлицу, в результате за нарушение условий лицензионного соглашения компанию лишили лицензии на добычу, а далее сам директор инициировал процедуру банкротства.

По фактам продажи права аренды и банкротства компании сейчас ведется расследование уголовного дела, и у юристов нет сомнений, что вина подследственных будет доказана. По всей видимости, они пытались просто захватить лакомый кусок недр: районные власти выставили участок на торги, и землю приобрела группа лиц, подавшая также заявку на приобретение лицензии на разработку месторождения. И нет никакой гарантии, что рейдеры ее не купят.

Обратиться к опыту

Подобные истории могут повторяться, пока законодательно не отрегулированы отношения между собственниками участков и недропользователями. О необходимости внесения поправок в законы говорят представители и бизнес-сообщества, и государственных ведомств. Эксперты предлагают обратиться к общемировой практике, когда лицензия на недропользование предоставляется при условии решения земельного вопроса. Как вариант, можно увязать сроки аренды участка и пользования лицензией. Другое возможное решение - наложение обременения на участки с недрами при отсутствии лицензедержателя.

Предлагается и вариант возвращения к прошлому советскому опыту, когда подготовка участка с месторождением осуществлялась государственным органом. В этом случае министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области станет определять перспективные участки, проводить тендеры на геологоразведочные и изыскательские работы. И тогда на торги выставят уже готовое месторождение, с понятным содержанием полезных ископаемых и оформленными правами на землю.

P.S.

В ближайшее время Южно-Уральская торгово-промышленная палата подготовит и сформулирует предложения челябинских недропользователей и направит их в ТПП РФ, которая может в перспективе выступить с такой законодательной инициативой.