На Урале появился центр-спутник знаменитого Эрмитажа

Глубокие и давние связи Эрмитажа и Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) выходят на новый уровень: началась реализация проекта "Эрмитаж-Урал".

Подобные центры уже созданы и успешно работают в Амстердаме, Казани и Выборге, готовятся к открытию в Екатеринбурге, Омске и Владивостоке.

- Существует прочная связь между Зимним дворцом и Свердловском: во время блокады в этом городе хранились наши коллекции, здесь жили и работали сотрудники. И мы рады, что Екатеринбург станет местом нового образования - центра-спутника "Эрмитаж-Урал", - говорит генеральный директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Мы выходим на новые формы взаимодействия, на грандиозный проект. Не стоит понимать его как выставочный: он не в том, чтобы просто доставить из Петербурга и развесить здесь картины, а в том, чтобы привезти сюда сам дух Эрмитажа.

По признанию участников, "точка невозврата" уже пройдена: проект, над которым работали полтора года, получил положительное заключение Государственной экспертизы. По словам руководителя городского управления культуры Татьяны Ярошевской, "дело за малым - построить".

- Это не просто стройка. Поверьте, нелегко вписать культурный объект такого значения в плотную застройку центра города с жилыми домами и пешеходной улицей. Мы даже возили строителей в Санкт-Петербург, чтобы они осознали ответственность, - говорит Ярошевская.

Строительство центра начнется уже в этом году после завершения "бумажной" работы. Торжественное перерезание ленточки намечено на 2018-й.

- Мы сможем выдержать сроки и обеспечить соответствующую финансовую поддержку, - заверяет министр культуры Свердловской области Павел Креков. - В нынешнем году предусмотрено финансирование в размере 80 миллионов рублей: половину выделил бюджет Екатеринбурга, половину - Свердловская область.

По сути, центр "Эрмитаж-Урал" начал действовать уже летом, еще до начала стройки, с открытия выставки "В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств". В знак признательности за оказанную поддержку в 1949 году Эрмитаж передал в фонды свердловского музея 228 произведений: античную керамику и стекло, западноевропейскую живопись, скульптуру и образчики декоративно-прикладного искусства. Эти предметы массово не выставлялись ни разу, масштабность дара осознается впервые.

- Сегодня самый важный день в моей карьере. На наших глазах из прошлого формируется будущее, - признается директор ЕМИИ Никита Корытин.

Выставка компонуется в отдельный музей, кратко описывающий всеобщую историю искусства - "малый Эрмитаж", как окрестил собрание Михаил Пиотровский.

- Мы рады тому, что логика современного развития Государственного Эрмитажа - концепция "Большой Эрмитаж" с созданием по миру центров-спутников нашего музея - соединяется с логикой развития исторических связей с Уралом. Филиал Эрмитажа военных времен естественным образом превращается в современный его "спутник".

справка

С 30 июля 1941 года эрмитажные коллекции, 1,1 миллиона предметов, находились в Свердловске. В заколоченных ящиках они хранились в Картинной галерее, в бывшем польском костеле и в доме Ипатьева. Отправить эшелон из Ленинграда в Свердловск сотрудники Эрмитажа, работавшие круглосуточно, успели буквально за месяц до того, как фашисты сомкнули кольцо блокады.

Музейные сокровища отправили обратно в октябре 1945-го. Вспоминает народный художник России Виталий Волович: "Нас, студентов художественного училища, отправили в галерею отгружать ящики с картинами. Мы с товарищем тащили один из них, по краям обшитый металлической лентой. Тащим, едва не падаем, сами тощие такие, что и без ящика шатаемся. И тут подскакивает к нам сотрудница Эрмитажа: "Мальчики, ради бога, осторожнее! В этом ящике "Блудный сын" Рембрандта!" У нас ноги подкосились от волнения. Вот такими непредсказуемыми путями я соприкоснулся с великим полотном. После, бывая в Эрмитаже, я каждый раз подходил к этой картине…"