Объем перевалки грузов через морские порты России за последние 14 лет вырос в 2,5 раза - с 265 до 676,6 миллиона тонн. К концу года, по прогнозам, он достигнет 710 миллионов тонн. "Это свидетельствует, что вкладываемые в портовый сектор деньги как частных инвесторов, так и федерального бюджета работают на экономику России", - рассказал гендиректор ЦНИИМФ Сергей Буянов.
Если оценивать масштабно, то недочетов у госполитики в сфере развития портовой инфраструктуры России нет, подчеркнул эксперт. Как правило, все крупные проекты реализуют частные инвесторы совместно с государством. Сейчас бизнес вкладывается в строительство новых портов Тамань, Сабетта, Усть-Луга, Бронка (аванпорт Санкт-Петербурга) и др.
Однако есть и проблемы. Рынок взбудоражен инициативами ФАС России по возврату регулирования тарифов на стивидорные услуги в морских портах и номинирования их в рублях. По мнению участников рынка, подобное решение затормозит развитие портовой инфраструктуры, а в выигрыше останутся те грузоотправители, которые не тратились на развитие портовых мощностей.
По Стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года грузооборот морских гаваней превысит к 2030 году миллион тонн в год. А значит, необходимо увеличивать перевалочные мощности. Если будут приняты ограничения ФАС, реализация намеченных планов рискует сорваться, подчеркнул эксперт.
Гендиректор компании "Восток1520" Владимир Сосипаторов отметил необходимость участия государства в финансировании объектов инженерной инфраструктуры, припортовых станций и подъездных путей. Дальше должна "включаться" технология, которая поддержит рост объемов и снизит нагрузку на инфраструктуру. В отдельных портах уже есть терминалы с высокой культурой выгрузки - "Восточный", "Ростерминал-уголь" и др.
Их опережающее развитие основано на постоянном повышении коэффициента использования погрузочных комплексов, они нацелены на прием вагонов нового поколения. "Сейчас эти терминалы уже способны обрабатывать вагоны с осевой нагрузкой 25 тонн, - подчеркнул Сосипаторов. - Дальнейшая модернизация планируется под вагоны 27 тонн на ось и более. К высокой технологичности должны стремиться все порты".
Эксперт по металлургии, кандидат экономических наук Леонид Хазанов не столь оптимистичен: на железнодорожных подходах к многим портам нередко появляются пробки из-за "узких мест". Скажем, их протяженность на железнодорожных подходах к портам Черного и Азовского морей оценивается более чем в тысячу километров. "Между тем вывоз грузов через порты Юга является одним из важнейших направлений экспорта продукции горнодобывающих и металлургических предприятий", - сообщил эксперт.
Эта проблема характерна и для портов Дальнего Востока - еще одного направления для вывоза металлов и угля. Снизить стоимость транспортировки металлопродукции способна только "расшивка "узких мест" на железных дорогах, наращивание мощностей портов и создание новых железнодорожных подходов", подытожил Хазанов.