Осенью этого года прикассовые зоны магазинов запестрели листовками и стикерами, напоминающими покупателям и продавцам о недопустимости продажи алкоголя несовершеннолетним. В эти же дни группы добровольцев инспектировали торговые точки и объясняли кассирам, почему важно требовать паспорт у покупателя спиртного, чей возраст вызывает сомнения. А потребителям волонтеры рассказывали, как поддержать продавца, отказывающегося продавать алкоголь посетителям без паспорта. Если вы оказались рядом, то знайте - на ваших глазах проходила общероссийская акция "18+ Правила общие - ответственность каждого".
"Акция проводится второй год подряд, - рассказывает Андрей Губка, председатель совета Союза российских пивоваров, который выступает инициатором акции. - В этом году проект охватил почти 120 российских городов и 90 тысяч торговых точек, что на треть больше, чем в прошлом году. Тысячи сотрудников пивоваренных компаний вместе с партнерами посещали магазины, информировали продавцов и покупателей, что им необходимо предпринять, чтобы не допустить продажу алкоголя несовершеннолетним".
Поддержали акцию и крупные торговые сети. Так, по словам Елены Конновой, директора по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group, уже второй год подряд компания, управляющая сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель", поддерживает проведение Всемирного дня ответственного потребления пива в России, который, к слову, был учрежден 18 сентября 2015 года по инициативе крупнейших международных пивоваренных компаний для продвижения идеи ответственного потребления пива. "Наши магазины второй раз стали площадками для проведения акции "18+ Правила общие - ответственность каждого". Участие в акции помогает, с одной стороны, улучшить внутреннюю процедуру компании, с другой - объединить усилия по борьбе за ответственное потребление алкоголя всех участников рынка", - рассказала Елена Коннова.
Объединению усилий в борьбе с продажей несовершеннолетним пива помогают соглашения между крупнейшими компаниями, союзами и ассоциациями. Так, в этом году между Союзом российских пивоваров и Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) состоялось подписание меморандума "О намерениях развивать партнерство и предпринимать меры по предупреждению продаж пива несовершеннолетними". В 2015 году этот документ подписали Союз российских пивоваров, Союз потребителей России, Объединение участников пиво-безалкогольного рынка и X5 Retail Group. Союз российских пивоваров, как держатель меморандума, надеется и в дальнейшем расширять список его участников и готов к диалогу с компаниями и организациями, которые намерены развивать сотрудничество в социальной сфере.
Крупные торговые сети в своей повседневной работе внедряют высокие стандарты ответственности и контролируют их выполнение сотрудниками. "В компании постоянно действует собственная процедура контроля продажи алкоголя, включающая ежемесячные инструктажи для всех кассиров, размещение информации о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним. Регулярно служба безопасности торговых сетей проводит контрольные закупки алкоголя для проверки соблюдения правил продажи алкогольной продукции. Кассиры-нарушители запрета на продажу алкоголя несовершеннолетним могут быть уволены", - поделилась опытом Елена Коннова.
Исходя из опроса экспертов, к подобной организации должны стремиться все крупные торговые сети, а мелкие компании - брать с них пример. Ведь пока проблема с ограничением продажи алкогольных напитков несовершеннолетним в России остается нерешенной, считает Владимир Ионкин, исполняющий обязанности исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая в этом году присоединилась к акции.
"Хотя законом предусмотрены достаточно крупные штрафы, продавцы все же часто оказываются нарушителями. К решению проблемы надо привлекать не только продавцов, но и производителей, а также потребителей. Думаю, нужно начинать штрафовать покупателей, а именно - родителей несовершеннолетних", - говорит Владимир Ионкин, добавляя, что важно выстраивать конструктивный диалог с покупателями, прививать им понимание того, что проблему потребления алкоголя подростками решают все-таки не штрафы, а отношение россиян к самой возможности приобретения спиртного несовершеннолетними.
Роль потребителей в решении проблемы покупки пива и другого алкоголя несовершеннолетними заключается в том, чтобы знать и соблюдать закон, спокойно предъявлять паспорт по просьбе продавца, не допускать продажи алкоголя несовершеннолетним и проводить с ними беседы. "К сожалению, зачастую покупатели относятся к требованию продавца показать документ, как к бессмысленной и вредной придирке", - замечает Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. По его словам, продавцы должны относиться к этому терпимее и помнить, что они имеют законное право требовать документ от любого покупателя, желающего приобрести спиртное. Сейчас в качестве документа требуется показать паспорт. "Необходимо расширить список документов, которые можно предъявлять для подтверждения возраста, например, водительские права", - предлагает Петр Шелищ. В этом случае, если под рукой не окажется одного документа, в торговых сетях и магазинах можно предъявить другой. В конце ноября стало известно, что с соответствующей инициативой выступил минпромторг. Новая мера должна заработать уже с конца марта 2017 года.
При всем внимании со стороны продавца, нередки случаи, когда несовершеннолетний выглядит старше своих лет и по неосторожности ему все-таки продают алкоголь. Оправданием это послужить не может. Продавцам следует опасаться проверок со стороны так называемых "тайных покупателей" - когда в магазин за покупкой спиртного направляют несовершеннолетнего, выглядящего значительно старше своих лет, напомнил Петр Шелищ. По словам эксперта, такой метод иногда приводит к назначению штрафа магазину и кассиру, но с точки зрения формирования потребительской культуры провокации - не лучший способ взаимодействия общества и продавцов.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, розничная продажа алкоголя несовершеннолетним карается штрафом для граждан в размере 30-50 тысяч рублей, для должностных лиц - 100-200 тысяч рублей, для организаций - 300-500 тысяч рублей. За проданную бутылку любого спиртного несовершеннолетнему в магазине будет наказан не только продавец, но и директор торговой фирмы как должностное лицо, а также сама фирма как юридическое лицо, которая к тому же может быть лишена лицензии на продажу алкоголя.
Наказание предусмотрено как для крупных торговых сетей, так и для небольших магазинов. Петр Шелищ в качестве превентивной меры рекомендует вешать над кассами информацию о размере штрафа: это будет способствовать развитию взаимопонимания и уважительных отношений между потребителями и продавцами.
В этом году оценку эффективности акции проводит Социологический институт Российской академии наук. "Мы решили начать с проведения фокус-групп с кассирами, продавцами и администрацией торговых точек, которые участвуют в акции. Хотим понять, как они относятся к проблеме продажи алкоголя несовершеннолетним, как видят свою роль в решении этой проблемы, с какими трудностями сталкиваются в своей работе, какие меры предотвращения продажи алкоголя детям считают эффективными", - говорит Ольга Колпакова, старший научный сотрудник Социологического института РАН.
По ее словам, мнения кассиров и представителей администрации по этим вопросам могут отличаться. Также по-разному могут относиться к этой проблеме в столичных и относительно небольших городах.
"Уже в декабре - январе мы проведем четыре фокус-группы: две в Санкт-Петербурге и две в Вологде. В каждом городе в одной фокус-группе будут участвовать продавцы и кассиры, а в другой - представители администрации. Одна фокус-группа будет включать 8-12 человек, таким образом, у каждого будет возможность выступить и поделиться опытом. Ведущие специалисты Социологического института будут не только задавать участникам вопросы, но и поделятся с ними данными исследований об употреблении алкоголя несовершеннолетними, расскажут о мерах, которые предпринимаются в России и других странах, чтобы предотвратить продажу алкоголя детям", - рассказала Ольга Колпакова.
С результатами фокус-групп можно будет ознакомиться уже в марте 2017 года. На их основе специалисты Социологического института сформулируют рекомендации по проведению акции в 2017 году.
Эксперты сходятся во мнении, что сегодня и компаниям, и торговым сетям необходимо делиться положительным опытом, как им удается противостоять потреблению алкоголя несовершеннолетними. "Мы, пивовары, выступаем категорически против продажи пива несовершеннолетним, - говорит председатель совета Союза российских пивоваров Андрей Губка. - Это не наш потребитель, и подобные факты дискредитируют как производителей, так и продавцов. Акция "18+ Правила общие - ответственность каждого" призвана объединить всех участников рынка. Уверены, что совместная работа повысит эффективность наших действий, станет фактором устойчивого развития бизнеса и общества".