В составе национальной экспозиции свои проекты демонстрировали 112 индийских компаний, пять крупнейших индустриальных штатов и более 20 городов, включая такие мегаполисы, как Нью-Дели, Мумбаи, Ченнай, Бангалор. Гости были предельно дипломатичны, но между строк читалось: от торговли они хотели бы поскорее перейти к локализации производств. Индия сильна по части IT, сельского хозяйства, фармацевтики. К тому же это третья экономика в мире по темпам годового прироста ВВП (плюс 7,3 процента в 2015-м). Вместе с тем у нее полно инфраструктурных проблем. В их решении индийцы очень рассчитывают на Россию, которая располагает достижениями в промтехнологиях и богатыми природными ресурсами. Пока взаимный потенциал реализован примерно на 30 процентов.
- Россия стала первой страной, которая согласилась участвовать в программе "Make in India", а именно в проектах атомной энергетики и "оборонке". В июне 2016 года правительство открыло для инвесторов еще и кораблестроение с фармацевтикой, на очереди - строительство и гражданская авиация. Это прекрасная возможность для зарубежного бизнеса зайти на наш рынок. По итогам года мы ожидаем не менее 60 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, - прогнозирует глава Совета по продвижению промышленного экспорта Тарвиндер Сингх Бхасин.
В свою очередь индийцы вложили в Россию почти 8 миллиардов долларов. Речь идет о нефтегазовом консорциуме "Сахалин-1", Волгоградском заводе аббразивных материалов, добывающей компании Imperial Energy из Томска, совместных разработках арктического шельфа Oil India, Indian Oil, Bharat Petroresources и "Роснефти", а также о ряде проектов в банковской сфере.
По словам главы Минпромторга России Дениса Мантурова, для реализации потенциала по товарообороту необходимо расширить взаимный допуск на внутренние рынки. В свое время СССР построил в Индии большое количество предприятий машиностроительной, металлургической и атомпромовской направленности, и сегодня Россия готова участвовать в их модернизации. Экономически это выгодно обеим сторонам. Еще шире горизонты для кооперации в создании беспилотного транспорта, переработке промотходов, биотехнологиях, новых материалах. Не менее привлекателен для локализации рынок лекарств ЕАЭС: в 2015 году его объем оценивался в 20,6 миллиарда долларов, причем 85 процентов - доля России.
- Мы можем вместе осваивать точки роста как на этапе исследований, так и на этапе создания международных консорциумов для реализации инновационных проектов, - подчеркнул Мантуров.
Серьезность намерений подтверждают заключенные соглашения. Так, "Уралвагонзавод" и Kalyani Group договорились об открытии в Индии сборочного производства самоходной артиллерийской установки в рамках "Make in India". Александр Мишарин, первый вице-президент РЖД, рассказал, что его компания планирует участие в масштабной модернизации железных дорог Индии с целью повышения скорости передвижения до 250 километров в час. Россияне уже включились в формирование грузовых и пассажирских коридоров, внедрение современных систем управления и обеспечения безопасности на базе спутниковой навигации.
SRB International Pvt. Ltd договорилась о сотрудничестве сразу с тремя российскими производителями: машиностроительным заводом имени Воровского (о поставках в Индию бурового оборудования), заводом "Вентпром" (о поставках промвентиляторов для шахт и метро) и "Уралхиммашем" (о поставках электролизного оборудования для тепло- и гидростанций и об участии в тендерах нефтегазовой группы Engineers India Limited).
- Наша основная задача - сделать процедуру доступной для партнеров, - поясняет глава SRB Бхарат Ганди. - Дело не в английском языке, его почти все знают, вопросов к качеству российской продукции тоже никогда не было. Проблема в координации при подготовке документов, чтобы успевать представить их в срок и в соответствии с индийским законодательством.
Кроме того, расширить свое представительство в республике собирается РОТЕК.
- Мы уже присутствуем в четырех штатах и семи городах страны. Наиболее активны в электрогенерации и машиностроении, но потенциал еще есть: российский бизнес вовлечен в испытания суперконденсаторов для автомобилей, двигателей на возобновляемых источниках энергии, нового поколения фотопреобразователей и других видов продукции. Также перспективно сотрудничество в сфере модернизации газовых турбин советского производства, которых в Индии эксплуатируется около 100 единиц, - считает Михаил Лифшиц, председатель совета директоров холдинга.