Сергей Николаевич, каким был год для бизнеса?
Сергей Катырин: Он был спокойнее предыдущего. В 2015-м бизнесу приходилось учиться жить в условиях санкций, пляшущего курса рубля, падения цен на сырье, высокой ключевой ставки, из-за которой кредиты стали недоступными для малых и средних предприятий. Но видели мы годы и поспокойнее 2016-го. Поэтому правильно будет сказать: он был неровным.
Но все же объем промпроизводства за 10 месяцев вырос на 2,2 процента. Объем производства сельхозпродукции увеличился в октябре на 2,4 процента - до 781,1 миллиарда рублей.
Немало произошло изменений нормативно-правового поля - и положительных, и не очень. Предпринимателей по-прежнему беспокоят высокая стоимость кредитов, качество подготовки кадров, избыточная контрольно-надзорная деятельность, высокая неналоговая нагрузка, недостаток информации о мерах поддержки со стороны государства.
Да, старые проблемы никуда не исчезли. Тем не менее, смог ли бизнес совершить прорыв и в каких сегментах?
Сергей Катырин: Полагаю, речь о международных рынках? Здесь наметились позитивные тенденции. Заработал Российский экспортный центр, обеспечивающий поддержку компаниям в режиме "одного окна". С его помощью российские фирмы уже продали товары на миллиарды долларов. Палата начала оказывать информационно-консультационную поддержку экспортерам через систему ТПП и РЭЦ.
Сегодня важные для российского экспорта товарные группы - это металлопродукция, продукция машиностроения, химические товары, продовольствие, лесобумажные товары...Хорошо продается сельхозпродукция. Увеличивается число контрактов на строительство АЭС и в целом в энергетике. Наши компании поставили за рубеж программных продуктов и IT-услуг на 7 миллиардов долларов - рост в четыре раза за несколько лет. Немало компаний, известных в профессиональных кругах, продолжают успешную экспансию на внешние рынки.
В будущем году динамика российского экспорта, судя по постепенному восстановлению производства и изменению международной конъюнктуры, станет положительной. В нынешнем в стоимостном выражении она будет, к сожалению, отрицательной. Хотя физический объем экспорта вырос на 2,7 процента. Доля продукции высокой степени переработки в общем объеме экспорта выросла до 36,7 процента.
Повлияла ли общая экономическая ситуация на желание бизнеса делать добро: реализовывать социальные программы, заниматься благотворительностью? Какие примеры показательны в этом плане?
Сергей Катырин: Если и повлияла, то не так сильно, как можно было бы предполагать. Традиционные лидеры рейтингов корпоративной благотворительности - крупные компании. Но и малый и средний бизнес тоже вносит свой вклад. Отмечу, например, прошедший впервые в России 29 ноября этого года "Щедрый вторник" - международную акцию, направленную на развитие и популяризацию благотворительных инициатив. Большое количество представителей МСБ запустили ряд своих благотворительных проектов.
Исследования фиксируют позитивные тенденции в сфере благотворительной деятельности. Бизнес начинает выделять благотворительность в отдельное направление работы. Каждая из 180 наших палат тоже реализует свои программы помощи разным группам населения.
При ТПП РФ действует благотворительный фонд Центр помощи беспризорным детям. Мы продолжаем традицию основателя фонда Евгения Примакова, считавшего, что помощь детским домам должна быть не денежной, а предметной. Важнейшая задача - социализация детей. Фонд оснащает детские учреждения, близлежащие учебные заведения оборудованием, чтобы ребята могли освоить профессии.
На ваш взгляд, кто больше реализует благотворительных и социальных программ в России: свои или зарубежные предприниматели, работающие в нашей стране?
Сергей Катырин: Не берусь сравнивать, кто больше тратит средств. Но могу утверждать, что наши предприниматели очень активно участвуют в благотворительных и социальных программах именно в зоне своей деятельности. А вот иностранные предприниматели, пришедшие в РФ работать, реализуют больше масштабных благотворительных и социальных программ. Мы же, так сказать, берем количеством: крупные, средние, малые предприниматели участвуют в этом благородном деле. Необходимо законодательно поддержать такую работу. Не надо изобретать велосипед - в мире накоплен опыт стимулирования благотворительности. Есть из чего выбирать и использовать у нас.
Ну и традиционный вопрос по Чернышевскому: что делать, чтобы быстрее двигаться вперед?
Сергей Катырин: Регулировать контрольно-надзорную деятельность. Здесь нужно полноценно внедрить риск-ориентированный подход. Обеспечить доступ к финансовым ресурсам. Будут дешевые деньги - будет развитие. Регулировать неналоговые платежи. В этом году они обойдутся бизнесу в триллион рублей, а это очень много. Повышать роль муниципальных образований. На муниципальном уровне должна появиться крепкая заинтересованность в развитии бизнеса и в реализации проектов. И не забывать про перспективное планирование. Бизнес должен понимать, во что предпочтительнее вкладывать средства, а для этого региональным властям целесообразно перейти к долгосрочным инвестиционным программам сроком на 20-25 лет.