- Существуют общие на всю страну требования транспортной безопасности. Если на территории метро обнаруживается бесхозный предмет, то мы должны тут же ограничить доступ к нему, - говорит официальный представитель петербургского метрополитена Юлия Шавель.
Как правило, такими объектами становятся сумки, пакеты, коробки. Находят их сами сотрудники метрополитена. Кроме того, на некоторых станциях работает автоматизированная система, настроенная на поиск забытых предметов.
- Установка автоматизированной системы никак не повлияла на ситуацию с закрытием станций, - утверждает спикер. - Зато увеличилось число обращений от граждан.
Пока двери закрыты, метрополитен ждет кинологов и саперов со спецтехникой. Обычно им хватает нескольких минут, чтобы проверить объект. Как только выясняется, что причин для беспокойства нет, двери вестибюлей открывают для пассажиров. В идеале с момента перекрытия до окончания проверки проходит полчаса. Но в конце ноября был побит печальный рекорд. Станцию "Гражданский проспект" проверяли больше трех часов. Двери были закрыты в 17.05, а людей туда стали пускать лишь в 20.09. Дело в том, что перекрытие станции совпало с вечерним часом пик и спецподразделения смогли добраться до "Гражданского проспекта" лишь в 19.56. Многие пассажиры все это время провели возле вестибюля, другие штурмом брали автобусы. Но тем, кому повезло пробраться в салон, пришлось стоять в длинной пробке, растянувшейся от "Академической" до "Девяткино". Некоторые пошли пешком, расстояние до "Академической" - три километра, путь неблизкий, но все же пройти его вполне реально. А вот расстояние до "Девяткино" составляет 2,7 километра, но пешком здесь пройти невозможно, поскольку дорога проходит через КАД.
Когда пассажиров все же запустили на станцию, выяснилось, что этот трехчасовой кошмар произошел из-за того, что в вестибюле кто-то забыл буханку хлеба.
- Конечно, ситуация с "Гражданским проспектом" вышла за все рамки, - говорит депутат заксобрания Петербурга Алексей Цивилев. - Каждый раз, когда закрываются вестибюли станций метро, наземный транспорт не справляется с потоком пассажиров, потому что эти виды транспорта никак между собой не координируются.
Депутат написал обращение в комитет по транспорту, в котором предложил при перекрытии станций метро выводить на линии дополнительные автобусы. Также он предложил договориться с владельцами маршруток. Такая практика прижилась в столице, и парламентарий предлагает воспользоваться московским опытом. Чиновники пока рассматривают это предложение.
А вот руководитель общественного движения "За безопасность" Дмитрий Курдесов считает, что выходом может стать организация для саперов "зеленого коридора".
- Сейчас с "мигалками" ездят крупные чиновники, никто не удивляется, когда для них перекрывают улицу. Полагаю, что обеспечить возможность быстро добраться из одного конца города в другой необходимо и группам, которые едут на проверку станции. Если саперы будут приезжать за 10 минут, еще столько же времени им потребуется на проверку объекта, то общее время закрытия станции сократится до 20 минут, - считает эксперт.
Сергей Попов, координатор "Союза пассажиров" в Санкт-Петербурге:
- Городским чиновникам необходимо взять и просчитать, как будут распределяться пассажирские потоки при проверке каждой станции метро. А затем найти "болевые" точки и продумать маршруты так, чтобы у людей была возможность наземным транспортом быстро добраться до следующей станции по ветке. Но делать это нужно заранее.