Избалованная лучшими музыкантами мира венская публика, большинство которой вряд ли покажет на карте, где находится Казань, искренне благодарила музыкантов за блестящее исполнение. А взволнованный дирижер произнес со сцены слова благодарности в адрес публики - ведь этот концерт по существу стал итогом более чем шестилетнего периода, в течение которого, под его руководством, казанский коллектив превратился в первый российский оркестр не из Москвы или Петербурга, который бы так приветствовали в этом зале.
"Для меня это святая сцена. Это Мекка для музыкантов всего мира. И сама атмосфера, и акустика… Такое впечатление, что это не с нами происходит", - сказал Сладковский в интервью "Российской газете" после репетиции днем во вторник. А на вопрос, как он привел казанский оркестр в Музикферайн, сначала отшутился известным нью-йоркским анекдотом, когда потерявшийся мальчик на улице спрашивает, как попасть в Карнеги-Холл, а ему отвечают: "Надо заниматься, заниматься".
И лишь потом упомянул о тех препятствиях - как организационных, так и психологических - которые пришлось преодолеть на пути от находившегося в упадке регионального оркестра, игравшего 20 концертов в сезон, до сегодняшнего уровня - с более чем сотней концертов в сезон и восемью фестивалями в одной только Казани, не считая выступлений в Москве, Петербурге, Перми, Иркутске, Сочи и других городах России. С благодарностью говорит Сладковский и о президенте Татарстана Рустаме Минниханове, который пригласил его работать в Казань и поддерживал в амбициозном проекте реформирования коллектива.
То самое "заниматься, заниматься", то есть колоссальная репетиционная работа - это то, что сегодня можно безошибочно услышать в игре татарстанского оркестра и то, что его выгодно отличает от многих куда более именитых симфонических коллективов, как российских, так и иностранных. Именно благодаря прекрасной "домашней работе" так сверкали во вторник своими гранями и нюансами "Картинки с выставки" Мусоргского в оркестровке Равеля, которые коллектив исполнял во втором отделении концерта.
А в первом отделении звучала увертюра к опере Глинки "Руслан и Людмила" и Второй концерт Чайковского. За роялем - Денис Мацуев.
О прославленном пианисте, с которым Сладковский дружит с 1999 года и регулярно выступает с 2003, дирижер говорит с любовью и профессиональным почтением. "Мацуев - удивительный человек. Он дружит со всеми и помогает огромному количеству людей. Его поддержка была бесценна. С первого дня он видел восход оркестра и удивлялся, как ребенок. Дружба, конечно, помогла. Но решающую роль сыграли его профессиональный опыт и чутье. Он увидел, что это машина, которая постепенно, путем ручной сборки, превращается в шикарный лимузин", - говорит Сладковский.
По словам дирижера, они очень много играют вместе в разных городах России - а теперь и Европы - и понимают друг друга "на уровне взгляда". Это было заметно в том, насколько интимным и неожиданно для Мацуева лиричным звучал их ансамбль во Втором концерте Чайковского. А во второй части этого концерта, написанной Чайковским фактически как трио фортепиано, скрипки и виолончели, отменными музыкантами ансамбля показали себя концертмейстер первых скрипок Максим Монасыпов и концертмейстер группы виолончелей Михаил Гринчук.
Вот и на этих первых европейских гастролях оркестра, начавшихся 2 декабря в словацкой столице Братиславе, продолжившихся в австрийских Куфштайне и Линце и направляющихся, после кульминации в Вене, в Базель (Швейцария) и Карлсруэ (Германия), Мацуев выступает в качестве "локомотива", который своей известностью тянет за собой оркестр. Однако на венском концерте было ясно, что даже если некоторые слушатели и пришли в Музикферайн "на Мацуева", уходили они с пониманием того, что в их культурной орбите появился новый оркестр из России - Татарстанский. "Ну ведь в России это, наверное, известный оркестр?", - спросил меня пожилой сосед, явно из завсегдатаев Музикферайна. "В последние годы - да!", - не без гордости отвечал я.
Важно и то, что если на своих первых европейских гастролях коллектив показывает пока что главным образом "визитные карточки" русской музыкальной классики, в Казани и других городах России коллектив рос - и растил свою публику - именно за счет расширения своего репертуара, включения в него многих, в том числе ранее не исполнявшихся у нас произведений европейских и современных композиторов. Некоторые симфонии Малера, Брукнера и Шостаковича прозвучали в Казани впервые. В ноябре на фестивале современной музыки имени Софии Губайдуллиной лишь в третий раз в России (и впервые в Татарстане) прозвучала грандиозная драматическая оратория Артюра Оннегера "Жанна д’Арк на костре". А запись на студиях SONY и RCA музыки современных татарстанских композиторов и редко исполняемых произведений Чайковского и Рахманинова стали важным шагом на пути к мечте - европейским гастролям.
Что же нужно для того, чтобы мечта стала реальностью? "Нужен очень высокий скоростной уровень, при котором ты еще все время заботишься о качестве, у тебя появляются записи и ты становишься узнаваем не с точки зрения дешевой славы или пиара, а становишься узнаваем, потому что музыканты, которые приезжают и работают с оркестром, в шоке: как такое может быть? А молва - это лучшая реклама. Наша репутация бежала впереди нас", - говорит Сладковский. После того, как артисты выступили в Золотом зале Музикферайна, репутация Государственного симфонического оркестра Татарстана наверняка выйдет на новый уровень.