Эти цифры приводит авторитетное международное исследование качества математического и естественно-научного школьного образования TIMSS. В нем принимали участие 57 стран и 580 тысяч учеников. Напомним, это исследование проводится в начальной, средней и старшей школе в 4-х, 8-х и 11-х классах.
Результат наших четвероклашек по математике - 564 балла, по естествознанию - 567 баллов, что существенно выше среднего. Самые большие успехи - в задачках на анализ данных, тему "числа". Хуже обстоят дела с геометрией.
Только 2% учеников не справились с самыми элементарными заданиями по математике и 1% - с задачками по естествознанию. Надо сказать, в естествознании наши школьники из началки в числе лучших. Впереди только Сингапур, Корея и Япония.
Эксперты объясняют такие успехи в начальной школе очень сильным дошкольным образованием и участием родителей в учебном процессе. В отличие от многих других стран в России родители традиционно помогают детям в учебе. 72% мам и пап контролируют выполнение домашних заданий. 93% учеников делают домашнюю работу каждый день. Это одно из самых высоких значений. Выше только в Казахстане и Японии, где домашку делают 94% детей.
Еще одна хорошая новость: 70% учеников признались, что им комфортно учиться в школе. Никаких сложностей ни с учителями, ни с одноклассниками нет.
В странах - лидерах исследования по начальной школе, например в Гонконге, высокий уровень подготовки по математике показали 84% учеников. В Японии таких 74%.
Кроме того, в Гонконге, Корее и Тайване даже самые слабые ученики справились со всеми заданиями исследования. Но надо понимать, что в азиатских странах с детства идет очень сильная конкуренция, и практически все ученики нацелены на успех и сильно мотивированы.
Российские 8-классники доказали, что знают математику гораздо лучше, чем их сверстники в США и Европе. При среднем значении международной шкалы 500 у нас 538 баллов. Перед нами 5 азиатских стран.
46% учеников показали высокий уровень знаний, 32% - средний, еще 17% знают математику на базовом уровне, а 5%, увы, "двоечники". Как отмечают эксперты, впервые в России стали заметны существенные отличия в математических успехах у мальчиков и девочек. Наши юноши набрали в среднем на 10 баллов больше. Но в 7 странах, которые участвовали в исследовании, девочки, наоборот, опередили мальчиков. Среди этих стран Ливан.
Самые высокие результаты российские ученики показали в решении задач по алгебре. Геометрия - на среднем уровне, а вот с разделами "числа" и "анализ данных" у 8-классников плохо. Притом что в 4-х классах эти темы они знали назубок.
Выяснилось, что ученикам сложно применять знания в незнакомых ситуациях, решать многошаговые задачи и, главное, обосновывать свое решение. Средний балл международной шкалы для задачек на рассуждение - 540, а у России в этой номинации только 528. Правда, есть и утешительный бонус. Если в началке у стран-конкурентов двоечников по математике не было, то к 8-му классу неуспевающих по математике у них уже от 1 до 3%.
В естествознании наши 8-классники седьмые после Сингапура, Кореи, Тайваня, Японии, Словении, Гонконга.
К выпускному классу прослеживается четкая линия: тот, кто учился в углубленных математических классах, становится на голову выше сверстников из других стран. Россияне показали самые высокие результаты среди стран - участниц исследования. И таких вундеркиндов у нас 2%. А вот всем остальным хвастаться особо нечем: средний балл российских школьников 485, в то время как среднее международное значение по шкале - 500. Такой же результат - 485 баллов - у США. Снижение школьных знаний по математике началось в 2008 году, этот процесс идет не только в России, но и во Франции, Италии, Швеции, других европейских государствах.
Лучше всего 11-классники справились с заданиями по алгебре и геометрии, хуже всего - с задачками с элементами математического анализа. И даже те, кто учился в углубленных матклассах, не всегда могли выполнить текстовые задачи практического содержания. Были задания, которые решили только 12% учеников. Эксперты считают, что эти темы могли изучаться формально, так как их нет в ЕГЭ или вообще нет в нашей программе.
Физику наши выпускники знают довольно прилично. Наш результат - 508 баллов, в то время как среднее значение - 500. Россию обогнала Словения, у которой 531 балл.
Наши выпускники более целеустремленные, чем сверстники в других странах. Почти все, кто углубленно изучает физику и математику, собираются поступать в вузы на профильные факультеты. В других странах таких 69%.
Как правило, наши школьники выбирают инженерные науки, компьютерные и информационные технологии, а также бизнес и финансы. За границей выпускники, которые отлично знают математику и физику, чаще выбирают биологию, медицину, сферу образования.
В прошлый раз подобное исследование проводилось в 2011 году, и наши ребята существенно улучшили свои позиции. Эксперты связывают это с появлением Федеральных госстандартов образования, требования которых во многом совпадают с теми заданиями, которые даются в TIMSS.
Процент учеников, которые занимались математикой с репетиторами
62% - Россия (углубленный курс)
61% - Португалия
30-35% - Франция, Италия, Словения
10-17% - Швеция, США, Ливан
7% - Норвегия
Такие задачки предлагали ученикам эксперты
4-й класс
У Сони есть 12 кусочков проволоки, 40 круглых бусин и 48 плоских бусин.
Она использует 1 кусок проволоки, 10 круглых бусин и 8 плоских бусин, чтобы сделать 1 браслет.
Если Соня будет делать одинаковые браслеты, то сколько браслетов она сможет изготовить?
40, 12,5 или 4?
8-й класс
Георгий и Кирилл купили одинаковые хоккейные клюшки в разных магазинах. Обычная цена таких хоккейных клюшек в этих магазинах была одинаковой. Георгий купил хоккейную клюшку, заплатив на 20% меньше обычной цены. Кирилл заплатил 3/4 обычной цены за свою клюшку. Кто из ребят меньше заплатил за свою клюшку?
11-й класс
Основание маяка находится на островке и расположено на высоте 4 м над уровнем моря. Корабль находится в 170 м от маяка, а угол между поверхностью моря и прямой линией, соединяющей корабль с вершиной маяка, составляет 10 градусов. Чему равна высота маяка, округленная до метров?