Основной процент воздушных хулиганов приходится на чартерные "курортные", длительные рейсы, либо на те, что задержали более чем на пять часов. Значительная часть нарушителей (свыше 35 процентов) сейчас не несут какой-либо ответственности за совершенные ими противоправные действия.
Для исправления ситуации эксперты предлагают дать полномочия капитанам экипажей составлять на буянов протокол об административных правонарушениях, не дожидаясь посадки. Салоны самолетов считают нужным оборудовать видеокамерами, и в случае несогласия пассажира с оценкой его поведения предъявить ему видеодоказательства.
Дебошир будет отвечать за свои действия как за грубые нарушения общественной безопасности, то есть за хулиганство. В качестве срока давности привлечения к ответственности предлагают установить один год.
Дебоширов будут "ставить на учет" в авиакомпаниях, дав перевозчикам возможность вести "черные списки" пассажиров, а также в правоохранительных органах. И те, и другие смогут обмениваться персональными данными нарушителей спокойствия. Кроме того, эксперты предложили дать право не продавать билеты попавшим в "черный список" дебоширам. Кроме того, предлагается обязать дебошира возмещать каждому пассажиру, который летит с ним, моральный вред в размере стоимости авиабилета.
Еще один важный момент касается статусных путешественников. В законодательстве могут предусмотреть механизм, по которому правонарушения, совершенные на борту воздушного судна лицами, состоящими на государственной службе, работающими в государственных организациях, а также занимающими выборные должности в органах государственной власти, являются самостоятельным основанием для прекращения служебного или трудового договора либо прекращения статуса депутата.
Пока это не окончательные решения, и в Росавиации принимают замечания по высказанным экспертами предложениям.