Что послужило причиной аварийной посадки Ил-18 в Якутии

В Булунском районе Якутии разбился самолет Ил-18 Минобороны России. На борту воздушного судна находились 32 пассажира и семь членов экипажа. При крушении никто не погиб.

Пока остается открытым вопрос, почему лайнер не дотянул до аэродрома. Пассажиры отмечают лишь, что перед посадкой они почувствовали удар о землю, после чего загорелся левый двигатель (к моменту прибытия спасателей огня уже не было). Первую версию причины крушения выдвинула комиссия, сформированная правительством Якутии, - погодные условия, тот самый порывистый боковой ветер. Однако это не объясняет того, почему касание самолета с землей произошло в 30 километрах от аэродрома.

По второй версии - экстренная посадка могла быть связана с неполадками в топливной системе. А есть и такое мнение, что при заходе на посадку в темноте пилот допустил ошибку в оценке высоты. Никаких ориентиров перед глазами у него не было - вокруг одинаково заснеженные плоская тундра и океанский лед.

На борту воздушного судна находились 32 пассажира и семь членов экипажа. При крушении никто не погиб

Все версии - лишь предположения. Точный ответ даст начатое расследование. Специалисты Минобороны России уже извлекли бортовые самописцы, которые будут доставлены для исследования в спецлабораторию. К проверке обстоятельств крушения приступила военная прокуратура Восточного военного округа. В Булунский район направлена группа опытных сотрудников во главе с заместителем военного прокурора округа полковником Александром Рогачиковым. Кроме того, к месту происшествия выехали военные следователи - по факту аварийной посадки началась доследственная проверка.

Самолет, напомним, следовал из аэропорта Кольцово (Екатеринбург) с промежуточной посадкой в Канске Красноярского края. На борту находились офицеры и прапорщики. Однако до аэропорта Тикси лайнер не долетел. В 11.35 по местному времени поступило сообщение о том, что с экипажем утеряна связь.

- Поскольку все произошло в Арктике, где сейчас стоит полярная ночь, сразу же была поднята по тревоге команда наших сотрудников, способная вести поисковые работы в автономном режиме 10 суток. Однако ее помощь не потребовалась, - рассказал "РГ" представитель Службы спасения РС (Я) Николай Фатеев.

Уже через час с небольшим пропавший Ил-18 обнаружили в 29 километрах северо-западнее поселка Тикси. Спасательную операцию пришлось проводить в сложнейших условиях. В этих краях сейчас темень и метет пурга - порывы ветра достигают 20 метров в секунду. Кроме того, корпус лайнера оказался деформированным (по некоторым данным, самолет развалился на три части), поэтому для поиска и спасения людей пришлось применять спецтехнику, включая гидравлические ножницы. К счастью, все находившиеся на борту оказались живы, хотя серьезно пострадали. С места ЧП их несколькими вертолетами доставили в районную больницу, где было оперативно подготовлено 40 коек. Как сообщил официальный представитель Минздрава России Олег Сагалай, 34 человека госпитализированы. Шесть из них находятся в крайне тяжелом состоянии, 28 - в тяжелом.

По оценкам местных медиков, у пострадавших диагностированы переломы, повреждения позвоночника, сотрясения и другие травмы. Маленькая районная больница доселе не имела дело с таким количеством раненых. Поэтому в Тикси из Якутска срочно вылетела бригада врачей, в состав которой вошли реаниматологи, хирурги, нейрохирурги и травматологи. В числе прочего они везут очень нужную сейчас кровь для переливания. Однако из-за сложных погодных условий в Булунском районе добираться специалистам придется на перекладных. До поселка Усть-Куйга соседнего Усть-Янского района, где погода получше, их доставят самолетом, а оттуда до места назначения довезут вертолетами.

Власти Якутии поручили региональному минздраву в случае необходимости доставлять тяжелораненых в центр экстренной медицинской помощи. Возможно, это не потребуется - минобороны направило в Тикси оборудованный медицинскими модулями самолет с бригадой врачей госпиталя имени Бурденко. Специалисты сначала поработают с пострадавшими на месте, а когда состояние раненых стабилизируется, примут решение о направлении их на лечение и реабилитацию в центральные военные госпитали в Москву и Санкт-Петербург.

Кстати

На потерпевшем аварию в Якутии самолете Ил-18 летели офицеры и прапорщики из Екатеринбурга, Челябинска и Каменска-Уральского - командиры вертолетов, летные бригады, штурманы и механики. Все они проходили службу в частях Центрального военного округа, дислоцированных на военных аэродромах. Этим бортом в командировку в Заполярье доставляли полярных летчиков для плановой ротации личного состава на военной базе.

- Служить в Заполярье - это "высший пилотаж", - говорит командир вертолета, подполковник в отставке Евгений Замятин. - При полетах над пустыми и однообразными пространствами - тысячи километров при полном отсутствии визуальных ориентиров - основная надежда не на электронную аппаратуру, а только на собственные профессионализм и чутье.

Подготовила Ксения Дубичева, Екатеринбург