В начале этого года в Лондоне состоялось знаковое для российского нефтяного рынка событие - день российской марки нефти Urals, которая была презентована как будущий самостоятельный бенчмарк (эталон). Оно стало площадкой для предстоящего запуска поставочного фьючерса (контракта) на российскую экспортную нефть Urals. Значение этого события трудно переоценить, так как речь идет о формировании нового механизма ценообразования на российскую нефть.
Сейчас на международном нефтяном рынке цены привязаны к трем основным бенчмаркам - наиболее известной нам марке Brent, а также WTI и Dubai Crude. Теперь же Urals может стать новым эталонным сортом. По сравнению с североморской Brent, к которой до сих пор были привязаны котировки российской нефти, Urals является более "тяжелой" по составу.
Одной из главных задач соглашения между биржей и "Транснефтью" является попытка отвязать ценообразование на российскую нефть от доллара и освободить ее от привязки к марке Brent. Государство чрезвычайно заинтересовано в подобном сотрудничестве, так как новое ценообразование на российскую нефть, перенос торгов на территорию России и снижение роли иностранной валюты в них - стратегические цели для экономики страны.
- Работа, которую мы провели в рамках биржевого комитета, инициированного ФАС России, получает сегодня новый импульс, - сказал президент СПбМТСБ Алексей Рыбников. - Запуск поставочного фьючерса на российскую экспортную нефть, сотрудничество в сфере организации закупочной деятельности, планы по дальнейшему продвижению биржевой торговли - эти и другие наши совместные проекты должны в целом упрочить положение отечественных компаний, повысить их эффективность и в глобальной перспективе создать прочную базу российской экономики.
Как пояснили представители СПбМТСБ, теперь Urals будет торговаться в Петербурге и отгружаться через порт Приморск, что позволит больше не зависеть от котировок на Brent и повысить доходность от нефтеторговли в целом. Дело в том, что сейчас Urals из-за своего состава торгуется со скидкой, но уровень дисконта не устраивает российскую сторону. Ожидается, что теперь в Петербург будут поступать реальные объемы нефти и начнутся полноформатные нефтяные торги, для которых прежде просто не хватало объемов сырья.
- Мы видим высокую активность российских нефтяных компаний в подготовке к торгам по биржевым контрактам на Urals и встречный интерес иностранных участников рынка, - пояснил Алексей Рыбников. - И надеемся, что этот диалог поможет снизить ценовые риски и усовершенствовать инфраструктуру российского нефтяного рынка.
Одной из главных особенностей фьючерса на петербургской бирже станет перевод нефтяной торговли в рублевые расчеты. Как пояснил Рыбников, теперь цена на Urals будет формироваться прямым рыночным путем, основанным на самом фьючерсе без зависимости от других нефтяных бенчмарков, а также без разрыва между рынками физической и "бумажной" нефти. Другими словами, фьючерсный контракт на СПбМТСБ поможет сделать нефтяные котировки рублевыми. Поначалу нефтяные торги по-прежнему будут проводить в долларах, однако со временем все расчеты перейдут на рублевый эквивалент.
- Нефть и нефтепродукты в системе "Транснефти" - это практически идеальный биржевой товар - унифицированный по свойствам, распределенный в пространстве, с различными базисами поставки и потребления, - высказал мнение руководитель нефтегазового направления Группы ЭРТА Андрей Борис при подписании соглашения.
Еще перед выходом "Транснефти" на биржу одно из ведущих международных агентств биржевой информации Bloomberg сообщило о том, что российская "мечта десятилетия", похоже, близка к исполнению. Мечтой эксперты назвали увеличение дохода от марки Urals путем отсоединения механизма ценообразования от наиболее популярной в мире марки Brent и уход от долларовых котировок на нефть. По мнению международных аналитиков, России удастся воплотить эту мечту в жизнь благодаря собственному бенчмарку и новой торговой площадке на своей территории.
Активное развитие биржевой торговли на трубных базисах подтолкнуло "Транснефть" к тому, чтобы стать оператором товарных поставок, отметил заместитель вице-президента, директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов компании Владимир Назаров. Этот статус необходим, чтобы организовать биржевые торги на базисах компании по такой схеме, которая обеспечивала бы доставку товара быстро и надежно по принципу "поставка против платежа".
Для получения статуса оператора товарных поставок "Транснефти" необходимо пройти ряд процедур и получить аккредитацию Банка России. Например, компании предстоит усовершенствовать систему учета, разработать регламенты, реализовать проект электронной подписи и так далее. Поскольку компания стала оператором торговых поставок, это поставило перед ней ряд задач в новом качестве, важнейшие из которых - поставочный фьючерс и бенчмаркинг российской нефти, сообщал на подписании договора глава компании Николай Токарев.
- Если в 2015 году основной объем торговался на условиях "франко-нефтеперерабатывающий завод (НПЗ)" с последующим вывозом нефти железной дорогой, то в 2016 году мы наблюдаем резкий рост торговли на условиях "франко-труба", - рассказал Владимир Назаров. - Количество договоров и число совершенных биржевых сделок по итогам первого полугодия увеличилось в два раза. По итогам года, думаю, можно ожидать таких же результатов.
Начало промышленной эксплуатации всей системы и получение статуса оператора товарных поставок ожидается в ноябре 2017 года.