Как шло строительство нефтепровода Куюмба - Тайшет

Строительство нефтепровода Куюмба - Тайшет - один из самых сложных проектов компании. Три года потребовалось, чтобы проложить нефтепроводную магистраль сквозь красноярскую тайгу, плюс еще два - на подготовку проекта.

Учесть все

В конце 2011 года "Гипротрубопровод" - проектный институт компании "Транснефть" - получил задачу разработать проект нефтепровода для поставок нефти с Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений. Распоряжение Правительства РФ о проектировании и строительстве нефтепровода вышло в апреле 2012 года, и в июне того же года изыскатели приступили к полевым работам.

В геологии трассы было много специфики. Например, по пути встречалось много карстовых пустот, которые пришлось обходить. Значительного внимания потребовал экологический аспект: сделали все, чтобы полностью исключить воздействие магистрали на особо охраняемые территории федерального, регионального и местного значения. Трасса нефтепровода пересекла по пути более 90 водных преград.

17 декабря 2013 года в районе поселка Богучаны, самом центре трассы нефтепровода, был сварен первый стык будущей нефтяной магистрали. Очередная грандиозная стройка началась.

Азбука бездорожья

На первый план вышло обеспечение стройки материалами, техникой и оборудованием. Самая северная железнодорожная станция - Карабула - находится в нескольких десятках километров южнее Богучан, то есть по "железке" не доберешься и до половины протяженности трассы. Дальше - дорога до поселка Беляки. Затем - почти нетронутая тайга, расчерченная речками, ручьями с вкраплениями озер и болотистых участков. Сотни километров до северной оконечности трубы, до Куюмбы, можно было преодолеть только по зимнику - специальной намороженной автодороге с ледовыми переправами через реки. Летом проезда не существовало - только вертолет.

8,6 миллиона тонн нефти в год составляет пропускная способность нефтепровода Куюмба - Тайшет на современном этапе

Первая зима подкачала: для этих мест она была аномально теплая. В декабре температура не опускалась ниже минус 10 °С при традиционных 20-30 °С. В итоге зимник заработал почти на месяц позже обычного срока. Ежедневно по ледяной дороге шло более 300 грузовиков, но для полноценного снабжения стройки нужны были дополнительные пути.

По течению

На помощь пришла река Подкаменная Тунгуска. Здесь сложные условия судоходства: доставка грузов возможна только в период весеннего паводка: от 5 до 15 дней в конце мая - начале июня, как повезет. Енисейское речное пароходство пошло навстречу. С местной администрацией согласовали обустройство причала на берегу реки в четырех километрах от головной станции. И началось: баржа шла за баржей, у причала работали шесть плавучих кранов и большегрузная техника. Всего по реке было доставлено более 40 тыс. тонн груза. В истории Подкаменной Тунгуски такой активной навигации не было никогда.

В январе 2014 начали строить вдольтрассовый проезд, к лету дотянули его до середины трассы нефтепровода, а к ноябрю - до самой северной точки. Транспортная проблема была решена.

На линии трубы

С самого начала трассу поделили на зимние и летние участки. Зимой строили на заболоченной и обводненной местности, которая замерзала, летом переходили на сухие участки и площадочные объекты. К концу первого года работы была сварена большая часть трубы - около 500 км. В пиковые периоды на трассе работало до восьми сварочных бригад, успевая проложить более трех километров трубопровода в сутки.

В первый год строители прошли самые неудобные и сложные участки трассы, работая в сложнейших условиях. Природа испытывала людей на прочность и только убедилась, что сдаваться никто не собирается. В следующий строительный сезон она будто извинялась перед пришедшим в тайгу человеком: зима 2014-2015 года была почти идеальной для строителей. Вовремя организовались зимники, быстро встал лед на реках, при этом экстремальных морозов практически не было.

Берег левый, берег правый...

Самые ответственные участки линейной части - подводные переходы нефтепровода через реки. Переходов на трассе было семь.

Самый грандиозный - через Ангару. Расстояние от берега до берега - более 1,5 км. Разработку траншеи под основную нитку начали в первую зиму строительства. Главной проблемой стали скалистые грунты. Ледовый покров на реке установился поздно, так что работы пришлось "сдвигать" по срокам: лишь в середине января 2014 г. удалось наморозить сквозной проезд, и началась разработка траншеи. К концу марта траншея была разработана и доведена до проектных отметок: ее ширина достигала 8,5 м. Протяженность дюкера (часть трубы под руслом реки) составила 1860 м, а длина всего подводного перехода превысила 4,3 км.

Природа снова вмешалась: сначала ранний ледоход не дал строителям закончить дело, а затем и период нереста наступил, на время которого прекращаются все работы на реках. Так что укладка основной нитки завершилась только летом 2014 года. Одновременно с работами на Ангаре были проложены подводные переходы еще на пяти реках. Еще два перехода и прокладку четырех резервных ниток оставили на следующий сезон.

На сваях

строительство нефтеперекачивающих станций (НПС) началось летом 2014 года. Учитывая, что обе станции будут принимать нефть - первая - с Куюмбинского, а вторая - с Юрубчено-Тохомского месторождения, строили их с резервуарными парками - по четыре резервуара объемом в 20 тыс. "кубов" на каждой.

Обе станции, практически одинаковые по набору объектов, разительно отличаются по геологии. И хотя и та и другая построены на свайных основаниях, строились они по совсем разным схемам. Головная НПС в Куюмбе стоит на сложных грунтах с разной несущей способностью с вкраплениями участков вечной мерзлоты. Поэтому на площадке использовали сваи разной длины, которые забивались на разную глубину. Вторая станция стоит на вечной мерзлоте: все здания и резервуары на площадке спроектированы и построены с вентилируемым подпольем. Основные объемы строительства на станциях выполнили к осени 2015 года.

Энергия для нефтепровода

Строительство энергообъектов стало не менее уникальной и сложной операцией, чем строительство самого нефтепровода. Впервые весь комплекс работ по энергообъектам выполняла "Транснефть". Стройка потребовала многих нестандартных решений. Большое количество фундаментов под опоры ЛЭП из-за участков вечной мерзлоты приходилось строить на свайных основаниях. Но венцом всего проекта стал спецпереход линий электропередач через Ангару недалеко от поселка Богучаны.

За месяц нефтепровод был полностью заполнен и начато опробование оборудования

Это по-настоящему уникальный объект. Высота переходных опор - 125 м, перепад высот между берегами в месте перехода - 240 м, а протяженность пролета между опорами - более двух километров. Сборка и монтаж опор потребовали применения специальной техники - двух автокранов грузоподъемностью 500 тонн со специальной удлиненной стрелой. Их пришлось доставлять из Санкт-Петербурга, так как в России всего несколько штук таких машин. Работы по монтажу провода и грозозащитного троса со встроенным волоконно-оптическим кабелем завершили в мае 2016 года, а в июне подали электричество.

Готовность номер один

Уже через месяц с небольшим "Транснефть" начала пусконаладку оборудования на всех объектах нефтепровода Куюмба - Тайшет. В октябре стартовало заполнение. Нефть пошла в реверсном режиме с ГНПС "Тайшет". Меньше месяца потребовалось, чтобы полностью заполнить нефтепровод и начать опробование оборудования.

К осени завершилось формирование всех подразделений, занятых в эксплуатации нефтепровода. Около ста человек обучились в корпоративных учебных центрах. Все они жители тех районов, по которым прошла труба. Компания позаботилась и о жилищных условиях будущих нефтепроводчиков. В поселках Ангарский и Октябрьский введено два жилых комплекса, и сотрудники уже получили ключи от квартир. Так что все готово для полноценной работы.

В середине ноября первая нефть Юрубчено - Тахомского месторождения поступила в нефтепровод Куюмба - Тайшет. Поставки начались по инициативе "Транснефти" в рамках временной технологической схемы.

Еще один приток нефти влился в трубопроводную систему "Транснефти". 15 млн т нефти в год - пропускная способность нефтепровода после реализации второго этапа строительства. Развитие месторождений при наличии транспортной инфраструктуры лишь дело времени.

Кстати

Протяженность магистрального нефтепровода Куюмба - Тайшет составляет 697 км. Трасса проходит по территориям Эвенкийского, Богучанского и Нижнеингашского районов Красноярского края и Тайшетского района Иркутской области.

Нефтепровод пересекает 87 водных преград и четыре крупных реки, в том числе Ангару (ширина реки в месте перехода более 1,5 км). Для эксплуатации нефтепровода построен вдольтрассовый проезд протяженностью 332 км, а также пять мостовых переходов. Для эксплуатации магистрального нефтепровода "Куюмба - Тайшет" создано около 800 новых рабочих мест. Этот проект - стимул для развития местных предприятий: на строительстве объектов было задействовано более 70 местных подрядных компаний.

Начиная с 2017 года в региональные бюджеты (Иркутской области и Красноярского края) будет поступать более 1,5 млрд руб. налоговых отчислений ежегодно