- Первый ролик был снят три года назад. Сейчас мы повторили опрос: ситуация не улучшилась, - констатировал секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.
Проблема заявлена с такой остротой, что президент в ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил о внимании к гуманитарным предметам и о необходимости множества современных проектов в театре, кино, на ТВ, музейных площадках и в Интернете, возвращающих внимание молодежи к литературе и истории.
Вчерашняя встреча стала первым наброском "дорожной карты" на эту тему. Свои предложения высказывали учителя, ректоры вузов, кинорежиссеры, театральные продюсеры. Диагностику ситуации добавляли два министра - образования, культуры и руководитель печати, которым придется привязывать проекты к образовательным институциям.
- Похоже, мы потеряли школу как территорию, где была сосредоточена русская классика, - считает учитель школы N 1741 Юлия Марчук.
Любящий и понимающий классику человек, должен быть успешным, "не должен чувствовать растерянность перед тем, что пишут сегодня СМИ и говорят ораторы с трибун". А противоречия между ценностными ориентирами, заданными русской классикой, и тем, как прагматично, а то и цинично устроена жизнь, должны как-то разрешаться. Воспитанные на русской литературе дети зададутся вопросом: а где сегодня чеховский интеллигент? Он сейчас в роли слабака? Вечных героев русской классики - и "господина из Сан-Франциско", и "соборян", - а также их место в обществе они начнут искать в сегодняшней жизни, уверена Юлия Марчук. Свидетельство учителя о своих лучших учениках: они читают и думают.
Сегодня мир полон подмен, сознание молодых людей стараются накачать некачественными эрзацами, уверен режиссер Никита Михалков. ТВ-шоу, ряженое вместо настоящего, объявление "великими" заурядных фигур, абсолютная подмена ощущений времени - противоядие всему этому тоже нужно искать в классике, уверен Никита Михалков, и начинать воспитание ею, еще когда воспитанник умещается "поперек кровати".
Возвращение классики в школу не может начаться без возвращения в нее ярких, умных педагогов, уверен и.о ректора Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. Подготовка таких учителей в педагогических вузах должна быть скоординирована. По-настоящему интересное предложение высказал ректор Литературного института имени Горького, писатель Алексей Варламов. Поскольку настоящее глубокое чтение русской классики начинается все-таки в вузе, стоит подумать об обязательном преподавании курса русской литературы и языка на первых курсах всех вузов, включая технические.
Как привести и перевести великую классику на сцену и экран, как заменить зубрежку и спорные задания на глубокое чтение? Как вернуть в школы проверочные работы по литературе? Как выделить лучшие радиостанции, рассказывающие о книгах, и обратить внимание на существующий при "РГ" портал "Год литературы",имеющий тысячи читательских посещений в день? Как проводить апробацию учебников? Как учиться верному и культурному выбору? Ответить на эти вопросы можно будет уже в начале следующего года, когда по итогам вчерашнего разговора появятся конкретные предложения .
- Все понимают, что культура это сфера тонких настроек, командных решений и принуждений к любви к русской классике здесь быть не может, - сказал "РГ" секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.
Ольга Васильева, министр образования и науки:
- Мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда зубрежка. Мы потеряли предметный подход. Гнались за тьюторами, новыми технологиями, а потеряли учителя-предметника. Есть претензии и к учебникам. Одни усложнены, другие интеллектуально снижены. Мы проводим экспертизу учебников, а нужна еще и апробация их, которая будет проходить в лучших школах России.
Подготовила Ирина Ивойлова