В Челябинске выбрали новый облик аэропорта и набережной

В Челябинской области подведены итоги международного конкурса Archchel-2020, который, по задумке инициаторов, призван обновить внешний облик промышленного центра в преддверии крупных международных мероприятий.

Одно из основных заданий конкурса - проект нового аэропорта как главного инфраструктурного объекта города. Конкурсантам необходимо было вписать существующее здание в принципиально новую концепцию развития воздушных ворот мегаполиса. Задача оказалась не из легких, поэтому многие участники просто предпочли на эскизах прятать старую двухэтажную постройку за стеклянными витражами и масштабными конструкциями из металла и пластика. В шорт-лист конкурса вошли 30 наиболее удачных проектов.

- Именно аэропорт создает первое впечатление о городе, поэтому важно, чтобы оно было положительным, - говорит член жюри конкурса, председатель общества чешских архитекторов Олег Гаман. - Когда я прилетел в Челябинск, на аэродроме больше не было ни одного самолета.

По его мнению, логичнее сначала развивать пассажиропоток, а потом менять облик аэропорта. Однако сегодня большинство авиамаршрутов проходит через Москву и Санкт-Петербург, поэтому необходимо развивать региональные хабы, которые должны со временем переключить на себя часть пассажиропотока. Только тогда у местных аэропортов появятся и достойный внешний вид, и перспективы развития.

С коллегой не согласна руководитель архитектурного бюро "Рождественка", преподаватель МАРХИ Наринэ Тютчева, которая считает: вопрос о том, чему нужно в первую очередь уделять внимание - загрузке аэродрома или внешнему виду аэропорта, сродни спорам о том, что появилось раньше, курица или яйцо. Возможности аэропорта и спрос на его услуги могут быть ограниченны в силу его сдержанной функциональности. Реализация нового архитектурного проекта станет тем самым импульсом к развитию воздушного хаба, который откроет новые перспективы.

- Мне кажется, Челябинск заслуживает лучшего, поэтому я оценивала представленные проекты с точки зрения принципиально нового уровня развития города, - говорит Тютчева.

Именитые эксперты убеждены, что город-труженик, известный в стране как Танкоград, заслуживает архитектуры нового качества. Здесь есть свой уникальный ландшафтный и природный контекст, с увязки с которым нужно начинать корректировать эстетику городской среды.

- На протяжении столетий формировался облик города, обусловленный развитой промышленностью и расположенными в пределах городской черты предприятиями, - подчеркивает Наринэ Тютчева. - Поэтому эстетика Челябинска явно требует доработки. Нужно говорить о создании новых мастер-планов и ансамблей, с этим городом придется много работать.

Участники конкурса также соревновались в разработке проектов конгресс-центра и набережной реки Миасс, которые призваны стать архитектурными "фишками" Челябинска, привлекающими не только жителей города, но и многочисленных туристов.

Останутся лучшие проекты только на бумаге или все-таки удастся воплотить их в жизнь, пока непонятно: реализовать их планируют с привлечением частных инвестиций, а значит, мнение инвестора будет играть особую роль.

- Новый аэропорт построит инвестор, он и выберет для него облик, - говорит вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров. - Аэропорт включен в конкурскую номинацию, чтобы у инвестора была возможность выбрать лучший вариант. Проекты конгресс-холла и обустройства набережной планируется реализовать с участием областных средств, поэтому мы можем повлиять на итоговое решение.