Вас не случайно называют "кинематографическим Дедом Морозом": вы приходите и собираете львиную долю прибыли с новогоднего кинопроката...
Тимур Бекмамбетов: Не собираю. В прошлом году были не "Елки" - "Самый лучший день".
Но каждый раз вы приходите с проектом именно под Новый год.
Тимур Бекмамбетов: Это началось в 1992 году, когда не было еще такого кино, а была рекламная кампания банка "Империал". Первый ролик был про Александра Суворова, которого Екатерина спросила, почему он ничего не ест...
...и он ответил: "До первой звезды нельзя"...
Тимур Бекмамбетов: Да! Это был мой первый рождественский опыт. Тогда уже я понял, что эта тема не чужда нашему зрителю и с тех пор ее эксплуатирую.
И сколько у вас будет "Елок"?
Тимур Бекмамбетов: Столько, сколько мы все будем жить. Это - лес! В прошлом году проводили опросы в кинотеатрах, где шел "Самый лучший день": "На какой фильм вы идете?" Все отвечали: "На "Елки". Мы поняли: раз люди хотят их смотреть, значит, это им нужно. И я знаю секрет, почему смотрят "Елки".
Интересно, почему?
Тимур Бекмамбетов: Это страшная хитрость - мы даем возможность зрителям отпраздновать Новый год до того, как он наступает. У людей экзамены, отчеты, жизнь "прессует" - а тут висит афиша кино, где праздник уже наступил. Возможность пережить Новый год заранее неотвратимо привлекает людей.
Заниматься "Елками" выгоднее, чем вашими голливудскими проектами?
Тимур Бекмамбетов: Не ко мне вопрос. Тут вообще все запутано, потому что в России государство нам помогает делать фильмы, а в Америке никто и никому. У меня так голова даже не устроена. Особенно сейчас, когда главное для нашего кинематографа сохраниться и заложить фундамент на будущее. Ему сейчас не до подсчета доходов и прибылей.
Вас не просили формат "Елок" продать в другую страну?
Тимур Бекмамбетов: Мы не отдадим! Это же секреты профессии. У нас есть коалиция "елочников" во всем мире, которая уже готовит фильм "Елки международные". Но елки везде очень разные. В Европе раньше - Рождество. В Пекине празднуют в феврале, в Иерусалиме осенью.
Неужели не хотят купить и делать свои елки - израильские, английские? Были предложения?
Тимур Бекмамбетов: Даже украли в Китае. Мы с одной девушкой должны были снимать, а она взяла и сделала сама - такой же альманах из новелл.
А как попадают в команду "елочников"? Вот, в новом фильме у вас и Вадим Перельман, и Кирилл Плетнев...
Тимур Бекмамбетов: Следующие "Елки" будет продюсировать Андрей Першин, он же - Жора Крыжовников. Буквально на днях с ним встретились и договорились об этом. Мы набрали сценарную мастерскую в "Базелевсе", два месяца учили группу ребят, и результатом стал сценарий следующих "Елок".
Слышала, вы снимаете картину, действие которой будет проходить в скайпе?
Тимур Бекмамбетов: Это будет триллер, журналистское расследование - фильм про вашу английскую коллегу. Съемочная группа была в Британии и на Кипре, и команда "Мотор" звучала в двух странах одновременно, съемка происходила сразу в двух местах. Молодой человек в Никосии, а девушка в Лондоне. Актеры взаимодействуют друг с другом, находясь в разных точках земли.
А как монтировали?
Тимур Бекмамбетов: Это не монтаж, а screen capture, то есть мы захватываем видео с экрана и монтируем как в кино. Мы много экспериментируем...