Открыл фестиваль фильм "Судьба", который вошел в золотой фонд киноискусства Киргизии. Он был поставлен режиссером Лилией Турусбековой, которую по праву называют одной из основательниц индустрии кино Киргизии. Ее дебютной работой была картина "Серебряная вода", которую она представила в 1955 году, окончив ВГИК. Кинокритики тогда оценили фильм как скромный, однако единогласно решили, что он заслуживает внимания, и предрекли молодому режиссеру из горной страны большое будущее.
Также на фестивале были представлены работы и других молодых режиссеров. Одна из них - документальный фильм Нишаны Жээналиевой "Порочная мечта", в котором рассказывается о людях, попавших в зависимость от желания получить быстрые и большие деньги.
- Друзья часто спрашивают, легко ли мне совмещать домашние заботы и работу над картиной, - рассказала Нишана Жээналиева. - Мне это удается без труда. Я одинаково сильно люблю и работу, и дом. Наверное, поэтому я все успеваю. Муж поддерживает меня во всех начинаниях. Но разница между мужской и женской режиссурой, безусловно, существует. Просто какие-то моменты при съемках той или иной сцены мы чувствуем тоньше. Я, например, не могу представить себе женщину, которая предпочтет снимать фильм про бандитов, насилие или войну. Скорее, она возьмется за что-то жизнеутверждающее, теплое либо больную и острую тему. Женщина жаждет созидать, как ей и предназначено природой.
Провел кинофорум общественный фонд (ОФ) "Творческие женщины Азии". Как сообщают в ОФ, фестиваль посвящался обсуждению проблем кинематографии Киргизстана, вопросов развития "женского" кино, гендерной чувствительности.
- Если попросить зрителей назвать несколько имен известных режиссеров, уверена, что скорее в голову придут фамилии мужчин - Карена Шахназарова, Никиты Михалкова, Федора Бондарчука, Болота Шамшиева, Садыка Шер-Нияза и так далее, но никак не женские, - считает глава ОФ Асель Жураева. - А ведь среди режиссеров немало женщин. Татьяна Лиознова, к примеру, сняла замечательный фильм "Семнадцать мгновений весны", Светлана Дружинина - "Гардемарины, вперед" и его продолжения. Так что женское кино является неотъемлемой частью кинематографа. Причем с самого зарождения кинопроизводства женщины-режиссеры влияли своими фильмами на мироощущение зрителя.
Тем не менее в творческой и зрительской среде давно сложилось мнение, что профессия режиссера неженская. Хотя сегодня во многих театрах постановками спектаклей занимаются женщины-режиссеры. Некоторые из них руководят театральными коллективами, иные стали известны благодаря своим работам, завоевавшим широкую популярность у зрителей, третьи - режиссеры-педагоги, воспитывающие новое актерское поколение, а четвертые еще только вступают в творческую жизнь.
Справка "РГ"
Первой женщиной-режиссером в советском театре и кинематографе была Зинаида Михайловна Славянова. Она же стала первой женщиной - художественным руководителем театра в Казани.
Болот Шамшиев, народный артист СССР, режиссер:
- Считаю, что говорить о гендерных различиях в кинематографе совершенно излишне. Уже давно прошли времена, когда женщина Востока полностью подчинялась мужу и ничего не делала без его разрешения. Сейчас каждый имеет право выбирать свой путь, в том числе и в искусстве. И если человек решил посвятить себя кинематографу, то, полагаю, основным критерием оценки должно быть наличие таланта, а не пол.