Регионам в 2017 году улучшат инвестиционный климат

Специалисты Агентства стратегических инициатив представили на инвестиционном форуме в Смоленске 12 целевых моделей, которые за год должны быть внедрены во всех субъектах федерации. Они лягут в основу решения масштабных задач по созданию благоприятного инвестиционного климата, поставленных президентом РФ перед региональными лидерами на ноябрьском заседании президиума Госсовета в Ярославле.

Решения, принятые на заседании президиума Государственного совета, закономерно проистекают из предыдущих проектов - регионального инвестиционного стандарта, Национальной предпринимательской инициативы и рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Благодаря им не просто определились регионы-передовики, создавшие лучшие условия для инвесторов, но и стало понятно, что несмотря на единое федеральное законодательство, деловая среда на территории страны сильно разнится. В течение следующего года на всей территории России должен установиться одинаково благоприятный инвестиционный климат. Решать эту задачу предстоит руководству регионов совместно с бизнес-сообществом.

На форуме "Развитие экономического и инвестиционного потенциала", прошедшего в Смоленске, образцы моделей, разработанных для региона, представил руководитель управления по проектам развития малого и среднего бизнеса Агентства стратегических инициатив (АСИ) Иван Аврах. По его словам, все они разработаны на основе лучших региональных практик. Графически модель представляет собой две замкнутых геометрических фигуры: одна построена по показателям, существующим в регионе сейчас, вторая - по показателям, которые требуется достичь к концу следующего года на базовом уровне. Если же субъект захочет вырваться в лидеры в той или иной сфере, ему нужно превысить базовые показатели. У регионов-передовиков различий между двумя фигурами меньше, поскольку именно они и являются разработчиками лучших практик, другим территориям для их формы предстоит проделать большую работу.

О каких моделях идет речь? Первая устанавливает показатели качества регионального инвестиционного законодательства, вторая - показатели качества работы организации, специализирующейся на привлечении инвестиций и работе с инвесторами (региональные корпорации инвестиционного развития и тому подобные структуры), третья - качество регионального инвестиционного портала. Четвертая модель характеризует эффективность обратной связи инвесторов и руководства региона, пятая - качество государственного кадастрового учета, шестая - качество государственной регистрации прав, седьмая - процесс получения разрешения на строительство, восьмая и девятая - процесс технологического присоединения к сетям - соответственно, электрическим и газовым, десятая - процесс подключения к коммунальным сетям. Одиннадцатая модель связана с качеством контрольно-надзорной деятельности, двенадцатая - с эффективностью господдержки малого и среднего бизнеса. Все задачи - разного уровня сложности. К примеру, если усовершенствовать региональный инвестиционный портал можно довольно быстро, то для достижения целевых показателей в сфере кадастрового учета (всего их 11) нужны усилия всех уровней власти - федеральной, региональной и муниципальной, а также высокий профессионализм участников этого рынка.

Регионы Центральной России внесли немалый вклад в разработку моделей: за образец взяты инвестиционные порталы Воронежской, Калужской и Тульской областей, процедура госрегистрации прав в Московской области, брянский механизм получения разрешений на строительство, организация проверок предпринимателей на основе костромского и ярославского опыта. А меры господдержки предпринимательства оказались "образцовыми" сразу в нескольких областях округа - в Брянской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Орловской и Смоленской.

Меры господдержки предпринимательства оказались образцовыми в Брянской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Орловской и Смоленской областях

Единственной моделью, где области Центральной России не сумели достичь успехов, оказался государственный кадастровый учет. Основная проблема сводится к тому, что в регионах не собирают и не предоставляют соответствующую информацию. Так, например, в Государственном кадастре недвижимости почти нет данных о границах муниципальных образований и между регионами, указаны только 26 границ, а должно быть 380. Сведения как минимум о половине земельных участков неточные, нет информации о свободных площадках в государственной и муниципальной собственности, которые можно использовать. Отсутствуют проекты межевания территорий. При этом 80 процентов отказов в регистрации прав связано с ошибками, которые делают кадастровые инженеры.

- Самое главное - ожидаемые результаты, - отметил Иван Аврах. - Постановка на кадастровый учет должна составлять не более 38 дней, сейчас - в среднем 80 дней. Процесс получения разрешения на строительство должен сократиться с 210 до 129 дней, регистрация прав собственности с 15 до 7. Подключение к электросетям к концу 2017 года не должно будет превышать 90 дней, к сетям газоснабжения - 30 дней, к инженерным сетям - 40. Сегодня на форуме местные предприниматели задавали представителям власти вопросы, которые их волнуют - о технологическом присоединении, о проверках, сроки получения информации о задолженностях, и хочу отметить, что все это очень четко соответствует целевым моделям, разработанным для Смоленской области.

Иван Аврах также подчеркнул, что регионам предстоит создать проектные офисы с участием представителей бизнес-сообщества, которые будут отвечать за реализацию целевых моделей. К 1 марта 2017-го следует разработать соответствующие "дорожные карты", чтобы выполнить поставленные задачи к концу года. При этом они всегда могут обратиться за помощью и в АСИ, и в специально созданные федеральные рабочие группы, которые будут заниматься решением системных проблем. Кроме того, на площадке Российской академии народного хозяйства и госслужбы будет продолжена реализация программы обучения региональных чиновников, начатая в 2016 году. Обучение по программе развития управленческих компетенций прошли уже представители 36 регионов, остальные получат эти знания до конца 2018 года.

- В Центре развития регионов формируются команды будущих проектных офисов, - рассказал ректор академии Владимир Мау. - Это 9-10 человек от региона во главе с вице-губернатором, министрами и федеральными чиновниками, работающими в субъекте. Естественно, там читаются лекции. Но основное - это, конечно, обмен опытом, попытка командного взаимодействия, формирование тех управленческих качеств, которые способствуют появления навыков проектной работы. Итог этого обучения - разработка проектов, которые в процессе защиты одобряются или не одобряются. Пока что одобряются все. Затем предстоит их реализация на практике.

Стоит отметить, что лучший проект 2016 года разработан управленческими командами Центральной России. Команды Ярославской, Костромской и Владимирской областей объединились для разработки программы развития Золотого кольца, и, по словам Владимира Мау, результатом их работы стал документ, полностью готовый к воплощению.

Специалисты АСИ подчеркивают, что регионам предстоит подготовить огромное количество документов. К ним будет организован свободный доступ через информационную систему "Регион ID". На этой платформе можно будет найти целевые модели и "дорожные карты" по их внедрению - от каждого субъекта. При этом представители бизнес-сообщества смогут не только увидеть отчеты чиновников, ответственных за исполнение "дорожной карты", но и сообщить, как обстоят дела на самом деле.

Дословно

Андрей Никитин, руководитель Агентства стратегических инициатив:

- Национальный инвестиционный рейтинг помог нам понять, что мешает выровнять условия для бизнеса на территории всей страны. В своей работе мы руководствовались несколькими принципами. Первый принцип: все предложения можно реализовать в рамках существующего федерального законодательства. Соответственно, они где-то уже, в каких-то регионах реализованы. Второй: здесь нет ничего такого, что нельзя было бы сделать за один год. И, наконец, самое важное: инвестиционный климат существует не в голове региональных руководителей или каких-то других чиновников, а вокруг забора конкретного предприятия. Поэтому все, что мы делаем и предлагаем, должно быть в первую очередь основано на запросах самих предпринимателей.