Треть чиновников Ленобласти оказались не в курсе своей стратегии

Опросы показали, что треть чиновников Ленинградской области не в курсе своих рабочих приоритетов и в целом плохо ориентируется в задачах, которые перед ними стоят в рамках работы над определенной стратегией. Проще говоря, исполнители на местах вообще не знают, что им нужно делать и за что каждый из них отвечает при работе над конкретной стратегией.

Так, например, стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года была принята в августе этого года. По словам заместителя председателя правительства области Дмитрия Ялова, документ готов и официально существует, однако вопрос: "Где же сама стратегия?" - остается актуальным.

- Стратегия утверждена, но стратегические документы не реализуются, - рассказал он, - по ряду причин. Так, например, стратегические и текущие задачи контролируются одинаково, путаются, смешиваются. Любая госпрограмма в итоге получается набором текущих задач, а не проектов развития, да и сами чиновники ориентированы больше на выполнение определенного функционала, а не на результат, поэтому и командная работа не имеет никакого эффекта.

По данным, представленным на форуме "Госуправление - драйвер или тормоз развития?", прошедшем недавно в Петербурге, в целом в России эффективность госуправления составляет 51 процент, в то время как в США - 90 процентов. И эту проблему надо решать.

Более того, опросы показали, что только один чиновник из шести по-настоящему эффективно использует свое рабочее время, и только четверть считает реализацию своей госпрограммы успешной. Среди причин, которые мешают достичь поставленных задач, опрошенные назвали несовершенство системы, неправильно расставленные приоритеты, но больше половины сослались на недостаточность финансовых и кадровых ресурсов.

Обычно планы реализации различных стратегий - это "толстые" документы, которые никто не читает, хотя позиционируются они как доступные для общественного обсуждения, то есть должны быть понятны стороннему наблюдателю. Поэтому цели привлечь общественность к обсуждению проваливаются. В таких документах только прописывают и детализируют целевые показатели.

Так в регионе появился проект по модернизации госуправления, в рамках которого планируют разработать стратегические карты по каждому из отраслевых направлений. Основан он будет на сбалансированной системе статистических показателей, управление строится по приоритетам. Старая модель работы показала ряд недостатков. Традиционные статистические показатели не работают из-за большого интервала запаздывания - до двух лет (например, определение валового регионального продукта), из-за игнорирования интересов ключевых групп населения (например, бизнеса). Более того, методики расчета меняются под конкретные задачи (пример - показатели "майских указов"). Выход чиновники видят в применении современных подходов к формированию стратегических показателей - интернет-технологий, технологий big data, рейтингований экспертами, data mining (добыча, извлечение данных) и так далее. Однако косность и неповоротливость нынешней чиновничьей системы будут препятствовать нововведениям, так как по старой неэффективной схеме можно работать годами, и к этому привыкают. По словам Ялова, основными рисками такого проекта может стать сопротивление отраслевых органов власти, недостаточная активность членов регионального правительства, акцент на выполнении федеральных стратегических программ, возможное сокращение бюджетных расходов в будущем.

По словам директора Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимира Шамахова, неэффективность работы чиновников имеет более глобальную причину - неэффективность всей экономической модели страны, поэтому трудно расписать и разработать любой стратегический документ на несколько десятилетий вперед.

- Попытка импортировать институты без учетов собственной траектории страны привела к тому, что население ждет от властей экономического чуда, однако это возможно совершить только совместными усилиями властей и граждан, - пояснил он на форуме. - Кризис нынешней сырьевой и ресурсораспределительной модели экономического развития показал утрату социального консенсуса, поскольку раньше действовала модель "лояльность в обмен на экономический рост". У нас в стране государство вообще контролирует две трети экономических сфер, две трети бюджета определяются нефтегазовыми доходами, и большая часть населения также зависит от бюджета. Но опора на доходы от экспорта сырья и потребительское кредитование себя исчерпали, теперь мы видим падение зарплат, рост инфляции, отток капитала и недоверие бизнеса к властям. Способы чиновничьего управления остро нуждаются в модернизации и достижении нового социального соглашения с населением. Однако для начала и от гражданина потребуется разумное экономическое поведение, вести жизнь по средствам, не покупать айфоны по цене месячной зарплаты и так далее.