Вот что говорит статистика. В 2016 году в Беларуси с официальными визитами побывали 24 российских губернатора. То есть в среднем каждые две недели Минск посещал глава российского региона. А если взять во внимание и других руководителей, то деловые переговоры в белорусской столице на высоком уровне велись с российскими партнерами практически каждую неделю. Фактически непрерывно.
Так, в июне состоялся первый визит в Минск мэра Москвы Сергея Собянина. С его участием прошли Дни Москвы в Минске, состоялось заседание рабочей группы по координации взаимодействия Беларуси и российской столицы, прошел двухсторонний форум делового сотрудничества. Отсюда и результат: за 10 месяцев уходящего года (более свежих данных пока нет) объем взаимной торговли Беларуси и Москвы достиг 2,8 миллиарда долларов. Это на 7% больше прошлогоднего показателя за такой же период.
1,1 миллиарда долларов составил товарооборот Беларуси с Северной столицей России, что лишь чуть ниже прошлогодних показателей. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в уходящем году дважды посетил Минск с деловыми миссиями. Он встретился с белорусским Президентом и Премьер-министром, в Минске прошли Дни города на Неве, состоялось заседание Совета делового сотрудничества. Положительные результаты этого уже почувствовали жители Санкт-Петербурга. Там начали курсировать более 100 современных автобусов МАЗ большой вместимости. На очереди - поставка 23 инновационных трамваев "Метелица" компании "Штадлер Минск". Это первый крупный заказ на вагоны, специально разработанные известной австрийской фирмой для широкой колеи.
Всего же в уходящем году в Россию поставлено около 600 минских автобусов и троллейбусов на 190 млн долларов. Этого хватит, чтобы оснастить пассажирские маршруты солидного областного города. Инновационный троллейбус минского завода "Белкоммунмаш" с дизель-генератором, рассчитанный на 150 пассажиров, проходит сейчас апробацию в Москве, а электробус совершил первый пробный рейс в Минске.
В числе других востребованных в России товаров белорусского производства - сливочное масло и творог, твердые сыры и молоко, мясные продукты, сахар, мебель, грузовики МАЗ и запчасти, шины. Так, поставки мяса в 2016 году в натуральном выражении возросли на 1,7%, молочных продуктов - на 1%, яиц - на 7%. Статистика лишь отчасти дает представление о наиболее ходовых позициях, настолько разнообразна номенклатура. Из России в наиболее крупных объемах импортируются нефть, природный газ, легковые автомобили, лом черных металлов, металлопрокат.
Даже с самыми отдаленными регионами сотрудничество ведется достаточно интенсивно. Например, Сахалину необходимы прогрессивные технологии аграрного производства, и Беларусь с готовностью ими поделилась. Белорусские организации построят и оснастят оборудованием автоматизированную молочно-товарную ферму на 1000 коров. Местные хозяйства получат 50 тракторов "Белорус", сеялки точного высева "Лидагропроммаш", уже опробованы белорусские комбайны для уборки капусты и других овощей. Впервые на остров доставлено 100 белорусских низкопольных автобусов, выигран тендер на поставку еще 29 машин.
Активно развиваются кооперационные проекты. Так, в Брянске и Пензе работают совместные предприятия по выпуску лифтов, созданные с белорусским ОАО "Могилевлифтмаш". В Санкт-Петербурге на базе ООО "МЛМ Невский лифт" также открыто аналогичное производство. Только в первом полугодии заключены контракты на поставку 227 грузоподъемных механизмов.
В Челябинской области действует сборочное производство тракторов МТЗ. Принято решение о создании аналогичного производства в Башкортостане, там же планируется собирать комбайны "Гомсельмаш". В перспективе - организация сборочного производства тракторной техники и троллейбусов в Тамбовской области, трамваев и троллейбусов - в Набережных Челнах.
Каковы перспективы экономического сотрудничества? Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Суриков считает, что оживление, наметившееся в российской экономике, дает шанс и белорусским субъектам хозяйствования увеличить производство и сбыт продукции, а значит, уже в следующем году товарооборот может существенно возрасти. Межрегиональные контакты будут этому только способствовать.