Итоги 2016 года: 16 лучших новых сериалов. Версия "Кинократии"
"Молодой Папа" (The Young Pope)
Пожалуй, главный претендент на звание "старт года" - результат сотрудничества французского Canal+, британского SkyAtlantic и американского гиганта HBO.
"Молодой Папа" с блестящим Джудом Лоу в главной роли - очень стильное - даже эстетское - и весьма содержательное произведение.
Некоторое время прикидываясь политическим триллером, эдаким "Карточным домиком" по-ватикански, к середине первого сезона он оборачивается своеобразной притчей, призывающей поразмышлять о вечных конфликтах - о ханжестве и добродетели, о фанатизме и вере, о подлости и любви, наконец - да-да - о зле и о добре.
Трансформация эта, конечно, не мешает "Молодому Папе" оставаться едкой и саркастичной провокацией, исполненной так мастерски, что смех порой сдержать невозможно.
Второй сезон выйдет грядущей осенью, и после просмотра первого вам обеспечены муки ожидания и яростные вспышки нетерпения.
"Мир Дикого Запада" (Westworld)
От нового проекта HBO - даже учитывая творящийся в офисах чикагских медиамагнатов бардак - всегда есть смысл ждать чего-то интересного. И уж тем более чего-то интересного ждали от Westworld - переосмысления культового в определенных кругах фильма Майкла Крайтона о бунте андроидов в парке развлечений.
К производству привлекли ни много ни мало Джонатана Нолана, писавшего почти все сценарии для своего брата Кристофера. И на этом, как ни странно, и прокололись. Первый сезон "Мира Дикого Запада" - баснословно дорогая и чрезвычайно богато оформленная, но на удивление бездушная штуковина. Где впечатляющие декорации и постановка (равно как и мощный актерский состав с Энтони Хопкинсом, Эван Рейчел Вуд и Джеймсом Марсденом) соседствует с откровенно вторичной навязчивой "философией" и претенциозными сценарными твистами.
Конечно, смотреть новинку нужно. Хотя бы ради адреналинового ковбойского угара, отсылок к классике (не только кинематографической), сурового Человека в черном в исполнении Эда Харриса и кавера Рамина Джавади на Paint It, Black ВИА "Катилися каменюки". Но все-таки ждали мы большего.
Не можем, впрочем, не отметить, что исправить ситуацию вполне способен второй сезон - где сеттинг, похоже, будет "самурайским". Всего же их обещано пять.
"Очень странные дела" (Stranger Things)
Другое дело - шоу Netflix, которое вышло в эфир без особой помпы, но смогло покорить сердца сотен тысяч зрителей и получить высочайшие оценки критиков.
Казалось бы, кого сейчас удивишь очередным оммажем восьмидесятым, чуть менее чем полностью состоящим из цитат? Но, как выяснилось, и набор выдержек из раннего Спилберга, Кинга, Карпентера и иже с ними может быть по-настоящему увлекательным и душевным.
Если вы не вылезали из видеосалонов, где крутили условных "Гремлинов", засиживались до поздней ночи в ожидании новой серии X-Files, зачитывались Кингом - да и просто любите старую фантастику и стилизацию под нее... В общем, в вашем случае отвлечься от просмотра хотя бы на час будет очень непросто. Ведь братья Даффер сделали все на самом высоком уровне. А оригинальный саундтрек и вовсе один из лучших за последние годы.
Конечно, тем, для кого всякие там "Чужие", "Звездные войны" и прочие "Инопланетяне" - пустой звук и раздражающий фактор в мире "интеллектуального" кино, будет не так интересно. Но и для них у создателей Stranger Things припасена пара козырей. Первый - классная команда детей-актеров. Второй - отличная главная роль Вайноны Райдер.
"Изгоняющий дьявола" (Exorcist)
Не сопутствовали завышенные ожидания и премьере канала Fox, которая в итоге так и не стяжала сколь-либо внушительных рейтингов. И до сих пор не продлена на второй сезон. Что, признаться, странно. Ведь новый "Экзорцист" получился более чем добротным.
Он, с одной стороны, обильно цитирует классический фильм Уильяма Фридкина (с разворачивающимися головами, беготней по потолкам и двойными зрачками - полный порядок). С другой, играет на территории не только и не столько классического хоррора, сколько детективного бадди-муви. Только вместо двух копов тут два священника. Один - молодой и незакаленный. Второй - вроде бы, списанный в тираж, но еще способный дать чертям прикурить.
Собственно, ради этого дуэта и его "химии" сериал, в первую очередь, смотреть и нужно. Хотя есть у него и другие достоинства. Например, восхитительный сюжетный поворот аккурат посередине. Наличие крепкой интриги. Или участие замечательной (и незаслуженно подзабытой) Джины Дэвис.
Ну и пресловутая атмосфера мистического кошмара не подкачала. Причем на этот раз оный кошмар выходит далеко за рамки отдельно взятой семьи. И разворачивается до масштабов политического триллера об антипапистском заговоре. В общем, как говорится, must see.
"Винил" (Vinyl)
2016-й запомнится нам, кроме всего прочего, как год, когда загорелась и внезапно погасла звезда великолепного меломанского сериала Мартина Скорсезе и Мика Джаггера. Он прямо-таки набит отсылками, пародиями, специфическим юмором и пронизан насквозь пресловутым "духом эпохи".
Увы, сериал вполне предсказуемо оказался слишком нишевым, и руководство HBO, повторимся, все еще переживающего не лучшие времена, отменило свое решение продлить сериал на второй сезон, где должно было начаться основное веселье с клубом CBGB.
Что ж, зато у нас остаются 10 классных серий о непростой жизни музыкального продюсера сумасшедших семидесятых и об этой веселой индустрии в целом.
"Отжиг" (The Get Down)
Своего рода компенсацию за вероломное поведение HBO предложил Netflix со своим замечательным сериалом The Get Down. В 2016-м вышла только половина первого сезона - всего шесть серий, но этого вполне достаточно, чтобы рассмотреть один из самых перспективных дебютов сезона.
В "саге о жизни Бронкса (в первую очередь - музыкальной)" нам пообещали даже CBGB!
А пока мы увидели начало пестрой, с мюзикловым привкусом (прошлое создателей многое объясняет) ленты, где на наших глазах из гор мусора в нищих гетто расцветают диско, хип-хоп и панк.
Ну что может быть лучше?
Ко всему прочему - самый дорогой нетфликсовский проект. Пока вышла только половина сезона. Продолжение - в этом году.
"Атланта" (Atlanta)
И еще о хип-хопе. То и дело впадающая в легкую меланхолию, тонко балансирующая на грани абсурда, местами - грустная и рассеянная околомузыкальная драмедия "Атланта" вошла практически во все чарты лучших сериальных премьер прошлого года. Зачастую - на первое место. Справедливо, поделом.
"Сольный" проект 33-летнего американского актера, музыканта и стендап-комика Дональда Гловера (Дэнни Гловеру, вопреки упорным слухам, - не родственник, к слову), который уже давно вписал себя золотом в ситком-анналы одной из главных ролей сериала "Сообщество", добавил парню несколько сотен очков сверху.
История "Атланты" - не с потолка, она с изнанки: Гловер - рэпер, среди прочего, дважды номинант "Грэмми", кухню плотно знает. Его здешний персонаж - рефлексирующий лузер, недоучка и недотыкомка Эрн, после Принстона понятия не имеющий, куда б приткнуться, в какой-то момент озаряется, что "паровозом" в мир ему может послужить кузен. Вальяжный негр с созерцательным взглядом на жизнь Альфред, выступающий под творческим псевдонимом Пайпер Бой, человек с голосом и грацией Барри Уайта, скромная звезда локального андеграундного хип-хопчика. Эрн набивается к брату в менеджеры и с каждой серией глубже и глубже съезжает в сюрреализм, где музыки как таковой практически нет - все больше тщеты, тлена и квазиюмористической экзистенции, перемежаемой стрельбой, hollyweed"ом и простым, как кудрявая петрушка, уличным мордобоем.
Все, как Тупак Шакур с Бигги и завещали.
"Голиаф" (Goliath)
Прошедший постыдно малозамеченным нахрапистый, злой и наглый процессуал от людей, съевших на поджанре не одну упряжку ездовых собак. Дэвид Келли и Джонатан Шапиро ("Закон Лос-Анджелеса", "Юристы Бостона", "Элли Макбил"), нажористо сваяли сутяжническое шоу про "один в поле - воин". Где воин - Билли Боб Торнтон, "Плохой Санта в костюме Сола Гудмана", мятый хмырь со скверным характером и вредными склонностями, но цепким умом и незыблемыми (LOL) принципами.
Уильям Хёрт, Мария Белло, Молли Паркер, Таня Рэймонд, Нина Арианда (Молли Грэм из "Ганнибала") и Моська Билли Боб, залаявший огромного слона до смерти (хотя Келли и Шапиро, не знакомые, наверное, с баснями Крылова, предпочли ассоциативный ряд понарядней - Давид против Голиафа).
"Нулевой канал" (Channel Zero)
"Американская история ужасов" от канала SyFy - хоррор-антология, где за базис взяты так называемые крипипасты, городские страшилки, благами общедоступного интернета ставшие тотальными сетевыми легендами.
"Канал" придумал Ник Антоска, сценарист и продюсер, сочинивший несколько серий "Ганнибала", "Лес призраков" с Натали Дормер и сейчас, параллельно с продолжением Channel Zero, работающий над очередной реинкарнацией "Пятницы, 13-е".
Первый сезон - сумрачная адаптация рассказа Криса Страуба "Свечная бухта", "крипипасты олдскульной", байки о секретном кукольном телешоу 80-х, делающем из зрителей убийц с холодными носами. Праздник непослушания, выведенный на кровавое пике, еще одна шайка несовершеннолетних детей кукурузы. Промежуточный апофеоз жанрового постмодерна, где, переиначивая чуть Стивена нашего Кинга, за рядами ходит не утробный початок, а патологическая Зубная фея, скакнувшая из "Видеодрома".
Пока SyFy подписался только на два сезона "Канала". Второй будет называться NoEnd House, и в шести сериях развернет еще одну "крипипасту" - про дом, где каждая "следующая комната страшнее и причудливее предыдущей, побывав в которых героиня обнаруживает, что все вокруг изменилось".
Антоска - по-прежнему исполнительный продюсер, шоураннер и сценарист. И это хорошо. А судя по тому, как тепло была встречена Candle Cove, есть смысл с осторожной уверенностью говорить, что двумя сезонами дело здесь не ограничится.
"Убывающая вода" (Falling Water)
Алисе в Зазеркалье допустимо выглядеть по-разному. Например, как волоокий негр-физкультурник из консалтинговой фирмы. Или как группа смурных культистов в зеленых кроссовках. Что и подтверждает интригующий до неподвижности сериал про "хакеров сновидений", которые не только управляют своими снами, но и "взламывают" чужие, в перспективе имея целью пресловутый новый мировой порядок, черную Матрицу, где границы между снами и реальностью перестают существовать как вид.
Наверное, такой могла бы быть сильно вольная экранизация Кастанеды: Фредди Крюгер машет когтями в "Начале" Нолана (кстати, это уже было в South Park). Хотя здесь крюгеры - без драного свитера и хищной своей перчатки. Но с последствиями не менее зловещими.
Создатели "Убывающей воды" - Блэйк Мастерс ("Рубикон") и ныне покойный Генри Бромелл ("Родина", "Северная сторона"). Продюсеры - Дитер Исмагил ("Скорая помощь", "Константин"), Хуан Карлос Фреснадильо ("28 недель спустя") и Гэйл Энн Хёрд ("Ходячие мертвецы", "Чужие", классические "Терминаторы"). Люди маститые, у которых тем не менее с чисто коммерческой точки зрения "что-то пошло не так" - шоу не стяжало поп-славы, критиков от него сморщило, и продление все еще под вопросом.
Так и подмывает на сентенцию вроде "сериал оказался слишком хорош для этого мира".
"Ясновидящий" (Shut Eye)
Чарли (Джеффри Донован) когда-то блистал как фокусник в Лас-Вегасе и "был действительно хорош". Но теперь они с женой окопались в Лос-Анджелесе и промышляют мелким мошенничеством и дешевым оккультным очковтирательством - карты Таро, лечение магическими минералами. И, пожалуй, все не так уж и скверно. Но одно "но" - цыганская мафия, "крышующая" здесь этот бизнес и отличающаяся не самым лояльным норовом и не самым умеренным аппетитом.
Стремясь уйти из-под пяты отморозка Фонзо (Ангус Сампсон), Чарли с супругой втайне от него планируют особо сочную аферу, где на кону - миллион семьсот тысяч... Да вот только судьбе, похоже, неугодно так просто оставить Чарли в покое, и в процесс вплетаются все новые и новые опасные элементы, множатся трупы и проблемы плодятся геометрически.
Лесли Боэм, начинавший сценаристом на сиквелах классических хорроров ("Дом 3", "Кошмар на улице Вязов 5"), после провального фантастического сериала "За пределом" с Холли Берри еще раз попытался зайти в ту же реку. На этот раз держа в закромах по понюшке мистики, расовой экзотики, черного юмора и бисексуальности. А также распухшую Изабеллу Росселлини и Донована и Сампсона, словно продолжающих свое бодание, начатое еще на "Фарго". И сведя все к менторству в том духе, что никогда и ни при каких обстоятельствах не нужно связываться с гангстерами. И не важно, кто они по "пятой графе".
Десять ярких, как фонарь под глазом, серий, населенных подонками и прощелыгами всех мастей, редкостно отталкивающими персонажами, где единственный, кто хоть немного заслуживает сочувствия, - улыбчивый цыганенок по кличке Белый Тони, забитый молотком на свадьбе собственного сына. Кустурице должно понравиться.
"Американская история преступлений. Народ против О Джей Симпсона" (American Crime Story. The People v. O. J. Simpson)
Если бы не Соррентино и Лоу, сериалом года однозначно следовало бы назвать новый проект Райана Мерфи и Брэда Фолчека. 10 эпизодов первого сезона показывают самое резонансное уголовное дело в истории Америки со всех возможных сторон и дают исчерпывающий ответ на вопрос, почему О Джей Симпсона, на вину которого указывали абсолютно неопровержимые улики в широком ассортименте, в итоге отпустили на свободу. Вкратце - всему виной коварство и изворотливость одних людей и глупость других.
На самом деле то, что происходило в США в 1995 году - это не просто очень нашумевший цирк с присяжными. Это событие, последствия которого мир расхлебывает до сих пор. К примеру, именно из-за него мы вынуждены знать о существовании семейства Кардашьян.
Камера Нельсона Крегга виртуозно танцует не только в зале суда. Она рыскает повсюду и фиксирует малейшие детали и нюансы для создания всеобъемлющей картины. Она концентрируется не только на захватывающем противостоянии честного, благородного (и потому слабого) обвинения и прохиндейской защиты, но и на других важных вещах. В частности, на том, как под влиянием судебного процесса и ажиотажа вокруг него на глазах трансформируются медиа и СМИ, превращаясь в то, чем они являются сейчас. Чтобы, в свою очередь, влиять на судебный процесс и ажиотаж.
К первоклассным сценарию, режиссуре и операторской работе прибавьте феноменальный актерский состав, где даже Джон Траволта предстает вдруг не осунувшимся хаббардопоклонником, каким мы его привыкли видеть, а прекрасным артистом. В общем, "Народ против О Джей Симпсона" по всем статьям должен был стать лучшим сериалом года. Но - "Молодой папа".
"Наемник Куорри" (Quarry)
Восемь эпизодов жесткой, беспросветно минорной криминальной драмы от создателя "Банши" Грега Яйтанса.
Начало 70-х. Из Вьетнама возвращаются двое солдат, и с порога их обливают потоком словесных помоев за причастность к скандальному инциденту: якобы они замешаны в какой-то мутной операции, закончившейся резней с убийствами детей и женщин. На работу их поэтому брать никто не хочет, но тут как раз кстати заявляется загадочный седовласый мужчина, называющий себя брокером, и предлагает подработать немного киллером. На благо родины, доброго, вечного, разумеется. Деньги хорошие, опять же. Один - который, собственно, Куорри - отказывается, второй соглашается и просит друга помочь с первым заданием. В ходе которого погибает. Так что теперь бедолаге Куорри хочешь не хочешь придется снова браться за оружие.
Неспешный, где-то даже медлительный - один из эпизодов представляет собой сплошное томительное ожидание неизвестно чего в номере мотеля - "Наемник Куорри" тем не менее нисколько не скучный. У него есть несколько ярких персонажей (рефлексирующий киллер-гей чего стоит) во главе с "младшим братом" Тома Харди, меткий портрет эпохи с тщательным вырисовыванием проблем (в основном межрасового свойства) этой эпохе сопутствующих, и не то чтобы сильно шокирущий, но бьющий обухом по голове финальный твист, который расставляет все по местам и заставляет волосы на затылке немного пошевелиться.
"Пьяная фирма"
Лучший российский сериал не года, но, возможно, всех лет. Русский Breaking Bad, вывернутый наизнанку: гениальный ученый и его молодой помощник вместо наркотика продают трезвость. Что в некотором смысле одно и то же.
Однако будь четырехсерийный фильм Григория Константинопольского просто смешным русским аналогом эпопеи Винса Гиллигана, это было бы еще полбеды. Полрадости, вернее. Но за считанные минуты до конца случается такое, что содержание предыдущих трех часов переворачивается с ног на голову, и "Пьяная фирма" поворачивается к Гиллигану задом, а к Дэвиду Линчу передом.
И вся эта замечательная концепция завернута в художественно превосходную гротескно-китчевую обертку. С изобретательно снятыми красочными сценами трезвых "приходов", Ингеборгой Дапкунайте в роли Майкла Джексона и любопытным переосмыслением новейшей истории России. Плюс талантливо "косящий" под Джонни Деппа Макаревич-младший.
"Проповедник" (Preacher)
Самая разудалая и развеселая премьера года. Сущность из космоса, предварительно взорвав Тома Круза, вселяется в техасского священника - пропойцу и бывшего наемника - и дает ему суперсилу заставлять людей делать всякое. В друзья к нему набиваются обаятельный ирландский (со всеми вытекающими) вампир и бывшая подруга - та еще бой-баба. В недруги - местный коровий магнат и пара туповатых ангелов.
Под занавес первого сезона - прямая линия с Богом и локальный апокалипсис, а все, что между - смесь черной криминально-фантастической комедии с вестерном при очевидном влиянии творчества Стивена Кинга (религия, наркотики, потустороннее, захолустье, shaken, как говорится, not stirred).
Самое прелестное, что все только начинается: сюжет комикса-первоисточника крутится вокруг поисков потерявшегося где-то Господа, и именно этим троица главгероев решила заняться прямо перед финальными титрами. Дальше, судя по всему, будет только веселее, ведь ответственные за производство имеют за плечами работу над "Во все тяжкие", "Лучше звоните Солу" и "Фарго". А верховодит всем Сет Роген.
"Холистическое детективное агентство Дирка Джентли" (Dirk Gently's Holistic Detective Agency)
Лучшая сериалофантастика года - не "Мир Дикого Запада", даже не близко. А адаптация короткого незаконченного цикла Дугласа Адамса про нестандартного сыщика Дирка Джентли. Адаптация вольная, очень. От оригинала в ней - имя титульного героя, один диалог и все. Ну, и общая, так сказать, концепция.
Как гласит отнологический принцип холизма, целое всегда больше суммы частей. Частей много: сам Дирк Джентли - эксцентричный британец с нездоровым блеском в глазах, Элайджа Вуд в роли тихого неудачника, его сестра, страдающая от редкого расстройства психики, собачка корги, сумасшедшая киллерша с чернокожим пареньком в охапке, пропавшая дочь крупного бизнесмена, этот самый бизнесмен, погибший при весьма странных обстоятельствах, черный котик, зловещая организация, состоящая из орды лысых дуболомов, т.н. "Безумная троица", состоящая из четырех диких вандалов, спецслужбы и два детектива.
Целое, которое слепил из перечисленного Макс Лэндис - неизмеримо больше. Чтобы было понятнее: тот временной фортель, который выкинул Джонатан Нолан - пресная туфта по сравнению с темпоральными кружевами, вышитыми "Дирком Джентли". Что вам еще нужно? Бегите и смотрите.