Итоги 2016 года: 12 лучших сериалов-продленок. Версия "Кинократии"
"Лучше звоните Солу" (Better Call Saul; второй сезон)
Чудесный спин-офф культового сериала "Во все тяжкие", повествующий о нелегкой судьбе обаятельного прощелыги Джеймса Макгилла, также известного как Сол Гудман, вполне способен повторить ошеломительный успех основного шоу.
В минувшем году вышел второй сезон, в котором достоинства первого только приумножились. Как, собственно, и ожидалось от пронизывающей истории, рассказанной с печальной улыбкой, где смешное неразрывно связано с грустным.
Создатели сериала должны еще многое рассказать. И не только, конечно, о главном герое, который в каждом новом эпизоде раскрывается по-новому и становится все симпатичнее, человечнее и трагичнее. Образ Гудмана в глазах зрителя уже проделал впечатляющий путь от циничного дельца к доброму, но невезучему мошеннику.
Впереди нас наверняка ждут новые душераздирающие подробности и - как без них - искрометные аферы. Третий сезон выйдет в апреле.
"Карточный домик" (House of Cards; четвертый сезон)
Телесага о расчетливом и коварном политикане Фрэнке Андервуде, снятая по мотивам одноименного британского хита 90-х, вошла в число лучших сериалов всех времен благодаря двум великолепным первым сезонам.
С третьего уровень стал заметно снижаться, и в четвертом эта неприятная тенденция явно продолжилась. Однако это не в последнюю очередь связано с невероятной планкой, заданной допрезидентской историей Фрэнка.
Так что, несмотря на то, что новые серии несколько уступают предшественницам в качестве политической сатиры и мастерстве нагнетания нуарной дымки, это все еще один из лучших триллеров, которые способно предложить американское ТВ.
Будем надеяться, что в пятом сезоне, который мы увидим совсем скоро, старина Фрэнк тряхнет стариной и даст жару, как в старые времена.
"Секретные материалы" (The X-Files; десятый сезон)
Случилось в прошлом году и возвращение телешоу, о котором многие успели забыть. Еще бы - ведь X-Files закончились аж в 2002-м году. И с тех пор возвращались лишь раз. Да и то в виде невнятной полнометражки.
Идея возродить-таки сериал казалась странной даже немалой части его самых преданных поклонников. И они оказались отчасти правы. Юбилейный сезон - даром, что работал над ним лично Крис Картер, а не кто-нибудь из его эпигонов - получился весьма неровным. С сюжетными провисами, местами исчезающей под культовый саундтрек логикой и - главное - развенчиванием мистики, чего в оригинале представить себе было просто невозможно.
Впрочем, без жирных плюсов тоже не обошлось. В лучшие свои моменты новые "Секретные материалы" нагнетали интригу, сгущали саспенсом атмосферу перед телевизором и радовали (пусть и не всегда) химией в отношениях агентов Фокса Малдера и Даны Скалли. И это не говоря о возвращении инфернального Курильщика.
За это можно простить многое. В том числе - несколько неуверенного в себе Дэвида Духовны, явно отвыкшего от главной роли всей своей карьеры.
"Конь БоДжек" (BoJack Horseman; третий сезон)
В третьем сезоне мультсериал о жестоком мире шоу-бизнеса на планете, населенной пополам антропоморфными животными и людьми, еще сильнее укрепился в статусе лучшей драмы на телевидении, оставив после себя легкое чувство морального опустошения.
Страдающий от кризиса среднего возраста (и это только верхушка айсберга его внутренних и внешних проблем) конь-лицедей (мордодей?) стал как персонаж еще глубже и трагичнее. Ко всем прочим персонажам это, кстати, тоже относится: благодаря флэшбэкам история каждого из действующих лиц дополнилась подробностями, раскрывающими их с новых сторон.
Бешеная амплитуда перепадов настроения, которой и до того славился "Конь БоДжек", расшаталась до такой степени, что от такого контрастного душа, как в последней серии - самой смешной и самой душераздирающей одновременно - сердечко у некоторых особенно впечатлительных зрителей может и не выдержать. Отдельно стоит отметить четвертый эпизод - о подводном Тихоокеанском фестивале, почти полностью безмолвный. Его стоит посмотреть даже если вы не видели ни одного другого - этот своеобразный оммаж немому кино вполне достоин рассматриваться как отдельное произведение.
"Американская история ужасов" (American Horror Story; шестой сезон)
"Роанок", шестой сезон сериала, давно превратившегося в однообразное болото (хотя и местами с красиво цветущими кочками), переписал все его неписаные законы. Здесь нет властной и сильной (но в душе, конечно, уязвимой) героини с кучей мельтешащих под ее ногами персонажей, которых тянут за уши до финала. Зато есть кутерьма издевательств над телевизионными и киноформатами, южной готикой и изрядная доля самоиронии. Бонусом - прекрасная Кэти "Это моя земля!" Бэйтс.
"Черное зеркало" (Black Mirror; третий сезон)
Было бы глупо, если бы перейдя на Netflix - один из столпов современного цифрового мира, "Черное зеркало" продолжало песочить этот мир с той же серьезно-напыщенной физиономией. Оно и не стало. Третий сезон как бы говорит: технологии, конечно, зло, но что ж теперь, застрелиться? И выдает, например, люто провокационный эпизод про виртуальный рай для старух-лесбиянок.
Без обличения и срыва покровов, конечно, не обходится, но тон, с которым Black Mirror костерит эпоху, теперь насмешливо-ироничный. Даже первая серия, самая обличительно-срывательная из шести - антиутопия, где все друг другу оценки ставят - заканчивается уморительным матерным диалогом.
"Игра престолов" (Game of Thrones; шестой сезон)
Финал саги все ближе, ставки все выше, эпичность все эпичней - уже улетает в космос.
Минувший сезон осыпал фанатов беспрецедентным количеством благ и чернот. Начиная с "Битвы бастардов", одного из лучших эпизодов за всю историю сериалостроения, и заканчивая (вероятной, не подтверждена) гибелью Ходора, самым душераздирающим эпизодом за всю историю шоу, и инкрустированным тоннами предваряющих спекуляций и томлений возвращением с того света сурового, но справедливого Джона Сноу. Не обошлось, естественно, без еще одной Красной Свадьбы и дежурного придурочного скандала. Все так, как мы любим.
Собственно, шестой сезон Game of Thrones вновь на бис ультимативно доказал, что "ИП" продолжает оставаться наиболее гигантским алмазом мира сериалов, затмить который в ближайшее время ни у кого не получится.
"Крах" (The Fall; третий сезон)
В прошлом году подошел к концу, причем с одним из самых, опять же, мощных финалов в истории сериалопроизводства, "Крах". Несказанно холодный и угрюмый британский маньячный триллер. Стильная и патологическая история противостояния, на грани I love I hate you, безэмоционального душителя зрелых брюнеток (Джейми Дорнан) и безэмоционального следователя (роскошная Джиллиан Андерсон) - в атмосфере неспешной некрофильской промозглости.
Согласимся, что на фоне беспросветного ада The Fall ласковое BDSM-лайт Дорнана в "50 оттенках" выглядит как-то по-особому трогательно и даже умиляюще.
"Моцарт в джунглях" (Mozart in the Jungle; третий сезон)
Основанный на в должной мере скандальных меамурах Блэр Тиндалл Mozart in the Jungle: Sex, Drugs, and Classical Music, "Моцарт" - это своего рода "Винил" от классической музыки. Где рок-н-ролла и драйва не меньше, чем в выдающимся и предательски убиенном сочинении Джаггера и Скорсезе.
Юмор здесь - то и дело на границе с шизофренией, всеми силами иллюстрирующий, что эти ребята - хорошенько не от мира сего: экстравагантность и патетика - до небес, вычурный драматизм, свинг на гобое и литаврах.
Mozart in the Jungle под соответствующий саундтрек рассказывает о закулисье Нью-Йоркского филармонического оркестра, где, в общем-то, оказалось, служат живые люди со своим набором очевидных базовых потребностей. Не только духовных, но и физиологических.
Сделать из всего этого сериал-феерию придумали клипмейкер Роман Коппола, сын Фрэнсиса Форда Копполы, его друг, коллега и родственник Джейсон Шварцман, племянник ФФК, и Алекс Тимберс. Справляются на отлично.
Сезон три пробежал за вечер с энергией и напором термоядерного ломтевоза, оставив после себя запах переваренной пасты и широко разевающей рот Моники Беллуччи, сыгравшей там оперную диву с внутриголовными тараканами такой масти, что ей с ними вполне можно было бы приделать персональный спин-офф.
"Ходячие мертвецы" (The Walking Dead; седьмой сезон)
"Мыши плакали, кололись…" С момента, как из проекта, авторов уже на несколько слоев озолотившего, выдавили Фрэнка Дарабонта (а было это - на минутку - больше шести лет назад), каждый новый сезон "Ходячих" сопровождают проклятия и стенания. Соцсети и профильные форумы сотрясают биллионы заявлений в духе "давно бросил эту тягомотину смотреть"… что практически не отражается на рейтингах. Простите за кособокий каламбур, но "Мертвецы" живее всех живых и с финансовым оптимизмом прут дальше, в дороге обрастая гроздьями побочных шоу.
Причем успех идущего сейчас седьмого (седьмого, Карл!) сезона объяснить, кстати, довольно просто: залог - фактурный психопат Ниган в исполнении Джеффри Дина Моргана, вторгшегося в сериал с брутальнейшего низкого старта и продолжающий стимулировать The Walking Dead на второе дыхание.
"Эш против зловещих мертвецов" (Ash vs. Evil Dead; второй сезон)
В том году мы не могли нарадоваться бодрому старту сериала, посвященного триумфальному возвращению старины Эша в исполнении изрядно потрепанного, но не побежденного Брюса Кэмпбелла, теперь мы не никак не нарадуемся достойному его продолжению.
Во втором сезоне сериал стал еще трэшовее, брутальнее и в хорошем смысле (поймут, разумеется, только ценители) омерзительнее. Еще больше любовных ссылок на кинофраншизу, еще больше крови и сумасшедших сюжетных поворотов, а также неожиданные трибьюты жанровой классике.
"Энджи Трайбека" (Angie Tribeca; второй сезон)
Если вы знаете толк в "Голых пистолетах", "Заряженном оружии", "Полицейской академии" и менее известном "Орлином сердце", то есть, наиболее отвязных коп-комедиях, то и дело кренящихся в сюрреализм и фронтальную лоботомию, не обратить внимания на "Трайбеку" - преступление.
Абсурдистская пародия от актера-режиссера-сценариста-продюсера Стивена Карела и его супруги Нэнси ("Офис", "Напряги извилины") собрала и обглумила, казалось бы, уже все существующие в бадди-муви и полицейских драмах штампы. Поэтому во втором сезоне бросила рваться на пятаки, приделала шоу сквозной сюжет и кинулась издеваться концептуально - топчась на костях по принципу "одна серия - один фильм". С особым старательным смаком раздав оплеух "Спасателям Малибу" и "На гребне волны" Бигелоу.
Прибавьте к этому геронтотруполюба в незабываемом исполнении не значащегося в титрах Альфреда Молины и несколько дюжин забегающих в кадр поздороваться друзей создателей (Билл Мюррей, Джин Симмонс из Kiss, Эмми Смарт, Кигэн-Майкл Ки, Джон Хэмм, Хизер Грэм, Джеймс Франко и так далее) и строго спросите себя: "Как я мог такое пропустить?!"