Причем речь уже идет не о малых и средних страховщиках, которых, к слову, в отрасли уже почти не осталось, а о крупных компаниях, занимающих лидирующие позиции в ОСАГО. Например, как пишут СМИ, "Росгосстрах", по данным своей отчетности (РСБУ), за 9 месяцев получил убытков на сумму 4,3 млрд рублей, хотя еще в 2015 году начал сокращать свою долю в ОСАГО (с 34,8% в июне до 24,4% в сентябре). Масла в огонь подлил регулятор рынка Центробанк, который летом ограничил действие лицензии "Росгосстраха" по ОСАГО. Статистика Российского союза автостраховщиков (РСА) говорит: за 10 месяцев 2016 года "Росгосстрах" сократил продажи полисов ОСАГО на 32%. Чтобы не допустить фатального развития ситуации, руководство компании, как пишут СМИ, договаривается об объединении с группой "Открытие", соответствующий план уже передан на рассмотрение ЦБ РФ.
Это и хорошая, и плохая новость одновременно. Положительный момент состоит в том, что объединение может послужить средством финансового оздоровления страховой компании и помочь ей выйти из убыточного пике в новое, более перспективное рабочее русло. Но есть и обратная сторона, связанная с тем, что сделка по объединению бизнесов таких масштабов - это, как правило, тяжелый и неповоротливый процесс, требующий колоссальных усилий от участников, больших ресурсов, грамотной стратегии реализации сделки и, что немаловажно, временных затрат. Как пишут СМИ, аналитики рейтинговых агентств Moody s и Standard&Poor s единодушны во мнении, что для того, чтобы сделать прогноз относительно результатов объединения активов "Росгосстраха" и "Открытия", нужно четко понимать, как будет структурирована сделка. При этом S&P поместило рейтинг "Росгосстраха" (В+) на пересмотр и выдало, по данным СМИ, негативный прогноз. Свои оценки агентство якобы мотивирует тем, что у компании присутствует "ориентация на сегмент ОСАГО, генерирующий значительные убытки".
Говорить о быстрых результатах объединения двух крупных рыночных групп, увы, не приходится. Это вполне понятно, если учесть, что необходимо будет поменять большинство внутренних процессов, выстроить новую структуру управления, оптимизировать работу в тех направлениях бизнеса "Росгосстраха", которые приносят убытки. Все это похоже на сложнейшую хирургическую операцию, за которой последует длительный период реабилитации.
В этой связи для клиентов страховой компании, а также для посредников, продающих ее услуги, настают времена неопределенности. На сегодняшний день, признают в СМИ эксперты, довольно сложно прогнозировать, как будет действовать новое руководство объединенной Группы. Как будет оптимизирована региональная сеть, которая у страховщика является одной из крупнейших в стране. Каким образом и где будут закручены гайки. Будет ли "Росгосстрах" продолжать работу с розничными клиентами или сделает ставку на корпоративных. Все эти вопросы пока остаются без ответа, заставляя нервничать владельцев полисов. Пока очевидно только то, что присутствие "Росгосстраха" на рынке ОСАГО будет сокращаться.
И этот факт необходимо учитывать не только рейтинговым агентствам, но и партнерам страховщика, а также агентам, брокерам и самим автовладельцам, поскольку на данный момент не удастся точно предсказать, какие сложности в общении со страховщиком их ожидают. "Ситуация с ОСАГО мало предсказуема для всего рынка. И это основной риск для покупателя", - говорит управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев, чей комментарий приводит РБК.
Безусловно, "Росгосстрах" является лидером рынка ОСАГО, и ситуация с его убыточностью имеет большой резонанс. Вместе с тем в секторе "автогражданки" присутствуют и другие крупные компании, положение дел которых можно назвать стабильным. Помимо "Росгосстраха" в Топ-5 страховщиков по ОСАГО на основании данных отчетности ЦБ РФ за 9 месяцев 2016 года также входят Группы "РЕСО", "Ингосстрах", "ВСК" и "АльфаСтрахование". Все четыре страховщика показывают прирост количества заключенных договоров, то есть продолжают активную работу на этом рынке и заинтересованы в клиентах и агентах. Эти компании являются своеобразными островками стабильности в нынешней ситуации кризиса и убытков в ОСАГО.
Если говорить о дальнейшем развитии сектора "автогражданки" на ближайшую перспективу, то стоит отметить острую необходимость мер по борьбе с мошенниками и автоюристами. Их деятельность продолжает развиваться, и в ряде регионов страны приобрела колоссальные масштабы, достаточные, чтобы дестабилизировать крупнейшего страховщика по ОСАГО и поставить под угрозу страховую защиту автомобилистов.
Кардинально изменить ситуацию может введение натуральной формы возмещения по страховым случаям ОСАГО, когда клиент получает компенсацию не деньгами, а в виде ремонтных работ. В таком случае могут выиграть все: и страховщики, и автовладельцы, и рынок ОСАГО в целом. Все, кроме мошенников.